ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Особенности развития детей
Весьма благоприятные...
Весьма благоприятные условия для дальнейшего развития советской сурдопедагогики создались после Великой Отечественной войны. Советская сурдопедагогика в этот период добилась значительных успехов в решении основных проблем теории и практики коммунистического воспитания детей с недостатками слуха. Исследования советских сурдопедагогов (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Payи др.) получили широкое признание и практическое применение не только в нашей стране, но и за ее пределами. На их основе сформировалась советская система обучения глухих. Осуществление всеобщего обязательного обучения глухих детей, успешная борьба с глухотой и ее последствиями создали реальные условия для осуществления в СССР дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Практически все глухие дети имеют возможность учиться в специальной школе.
В последние годы все больше внимания уделяется специально организованному обучению слабослышащих детей, которые зачастую, обучаясь в массовых школах, пополняют ряды неуспевающих и второгодников. Иногда слабослышащие дети ошибочно попадают и во вспомогательные школы, где они также оказываются неуспевающими, ибо специфика учебно-воспитательного процесса там рассчитана на умственно отсталых детей.
Существующая в нашей стране сеть разнообразных типов специальных школ позволяет обеспечить дифференцированное обучение детей с различной степенью глухоты и речевого развития. Это создает наиболее благоприятные условия для полного использования потенциальных возможностей развития детей с недостатками слуха.
Актуальным является также вопрос обеспечения раннего специального воспитания и обучения детей с недостатками слуха. В условиях специально организованного раннего воспитания глухой ребенок всесторонне развивается, а главное, овладевает звуковой словесной речью в наиболее благоприятных (из возможных) условиях.
В специальных дошкольных заведениях речь развивается у глухих детей более естественно, а речевые навыки оказываются более прочными. При поступлении таких детей в школу нет необходимости перестраивать их динамический стереотип, как это бывает в тех случаях, когда глухие дети поступают в школу без специальной подготовки. Осуществление всеобщего дошкольного воспитания детей с недостатками слуха позволит значительно повысить эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса в специальных школах.
Именно поэтому борьба за осуществление всеобщего дошкольного воспитания детей с недостатками слуха — одна из наиболее важных задач советской сурдопедагогики.