ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Особенности развития детей
В этом деле, в нашей борьбе против...
В этом деле, в нашей борьбе против немоты я вижу как бы знак, символ нашей борьбы вообще с человеческой неотзывчивостью. Не только тот глухой, у которого слуховой аппарат ненормален. Глух и тот, кто не сливается в единой мысли и действии со своими братьями людьми. И эту глухоту надо тоже победить.
Надо нам установить братские связи между всеми людьми вообще, и как бы символом этого единения является борьба с глухонемотой, как явлением природы» . Эти слова первого Наркома просвещения советского государства явились программой действий для всех советских дефектологов.
Такой подход к аномальным детям и к специально организованному обучению их принципиально отличался от того, что было в дореволюционной России и в мировой дефектологической практике вообще. Значительным достижением советской сурдопедагогики в первые годы после Октябрьской революции был ее социальный уклон, стремление не изолировать глухих, а всеми средствами приспособить к трудовой и культурной жизни, воспитывать их активными строителями нового социалистического общества, полезными его членами. Один из организаторов Всероссийского общества глухих П. А. Савельев в начале 30-х годов отмечал, что «глухота и немота как таковые, в условиях советской системы не служат и не могут служить препятствием к участию глухонемых в общеполитической жизни страны и работе на всех фронтах социалистического строительства. Более того, советская система не только предоставляет, но и оказывает всем трудящимся, в том числе особенно отсталым группам населения, всемерное содействие в поднятии их культурного уровня и политического развития и проявлении ими творческой инициативы и самодеятельности». В годы довоенных пятилеток в СССР были созданы материальные и научно-теоретические предпосылки для осуществления всеобщего обязательного обучения глухих детей. Существовавшая в 1940—1941 учебном году сеть специальных школ для глухих детей предоставляла возможность специального обучения почти всем детям данной категории.
В эти годы значительно усовершенствовалась структура специальной школы, четко определились содержание и формы обучения в ней. Было подготовлено достаточное количество высококвалифицированных сурдопедагогов. Определенных успехов достигла и сурдопедагогическая наука, базировавшаяся на марксистско-ленинской методологии и советской педагогике. Ярким свидетельством роста советской сурдопедагогики явилось Всероссийское совещание школ глухих в 1938 году, развенчавшее традиционную систему обучения и воспитания глухих детей («чистый устный метод») с ее крайним формализмом и схоластикой.