ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Особенности развития детей
Необходимость специально...
Необходимость специально организованного воспитания и обучения глухих детей осознавалась прогрессивной общественностью давно. Однако в буржуазном обществе всеобщее обучение детей с недостатками слуха не могло осуществиться. Кроме того, благотворителыю-филантропические условия существования заведений для глухих не способствовали раскрытию потенциальных возможностей детей с недостатками слуха. Лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств отдельные воспитанники этих заведений «выбивались в люди».
Основная же масса оставалась бесправной и неприспособленной к жизни. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед глухонемыми дверь в широкий мир познания и творчества. В первые же годы после революции была проведена коренная перестройка всей системы обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Уже на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, преступностью и беспризорностью (1920) было принято решение о крайней необходимости специально организованного обучения всех аномальных детей. С приветствием к делегатам этого съезда обратился А. М. Горький.
Он сказал: «Видя то горячее чувство, с каким относятся руководители к дефективным детям и ко всему вопросу о дефективности, я могу сказать, что растет крепкое учреждение, что будет сделана огромная работа государственной важности» . Определяя главные задачи специально организованного обучения глухих детей, А. В. Луначарский говорил: «Надо сделать так, чтобы через какое-нибудь десятилетие и самое большее 15 лет у нас вообще глухонемого не было, чтобы то, что не доделала природа, было бы доделано нами, людьми, при помощи нашего педагогического - искусства. Надо сделать так, что, если природа и будет давать (а она, конечно, будет давать) прирожденных глухонемых, мы должны воспитывать их так, что они чужую речь будут слышать и сами выражаться, как живые люди. Тогда это будет не ошибкой или преступлением природы, и тогда уже глухонемой человек окажется совершенно равноценным и, повторяю, может быть лучшим гражданином, чем какой-нибудь другой.