С. А. Зыков отмечает, что обучение...

С. А. Зыков отмечает, что обучение глухих детей, получивших до школы достаточное общее и речевое развитие, возможно и вне специальной школы — в нормальной школе вместе со слышаще-говорящими сверстниками. Таких примеров много. Обучение и воспитание глухих детей вместе со слышащими имеет свои очевидные преимущества: ребенок не отрывается от семьи и привычных для него условий, постоянно находится среди слышащих сверстников, развивается в речевой среде. Однако для этого необходима хорошая подготовка ребенка до школы, большое внимание со стороны учителей, повседневная и неустанная помощь семьи. Комплекс всех этих условий в большинстве случаев отсутствует, а потому обучение в специальной школе является основным путем компенсирующего развития глухих. Однако не всякое специально организованное обучение глухих детей является оптимально компенсирующим.

История знает немало различных систем специального обучения глухих, которые не создавали условий для наиболее полного раскрытия возможностей развития неслышащих детей. Системы же, в основе которых преобладали формально-схоластические начала, даже притупляли интеллектуальную деятельность воспитанников. Именно поэтому С. А. Зыков основное внимание советских сурдопедагогов направлял на разработку новой дидактической системы обучения глухих, являющейся оптимальной с точки зрения развития глухих учащихся в процессе специально организованного обучения. В соответствии с принципиально важным требованием Л. С. Выготского в работе с аномальными детьми равняться на здоровые черты их личности С. А. Зыков отмечал, что «одним из основных положений советской сурдопедагогики является признание необходимости равняться не на дефект, а па здоровые силы, сохранные возможности детей» . Раскрывая основные пути преодоления глухонемоты, он требовал, «чтобы родители и все окружающие малыша видели в нем прежде всего ребенка живого и здорового, жаждущего деятельности и способного к овладению ею, имеющего необходимые условия физического и психического развития».

Он подчеркивал, что «чем нормальнее отношение к ребенку, тем правильнее он будет развиваться». С. А. Зыков указывал, что «было время, и довольно продолжительное (а во многих зарубежных школах сохраняется еще и теперь), когда использование здоровых возможностей сводилось к привлечению сохранных органов чувств (зрения, тактильно-вибрационной чувствительности) для обучения глухих детей произношению.

Задачам обучения устной речи подчинялся весь педагогический процесс. Развитие детей ограничивалось тем, что доступно глухим детям в произношении.

Иначе говоря, имело место равнение на дефект, ребенок с его богатейшими возможностями оказывался в подчинении своему дефекту».

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика