Особенности развития детей...

Особенности развития детей с частичными недостатками слуховой функции стали объектом исследований Р. М. Боскис. В результате этих исследований проблемы слабослышащих выделились в отдельную отрасль сурдопедагогики. То, что у этих детей развитие протекает в условиях некоторой сохранности дефектного анализатора, а не только на основе использования сохранных анализаторов, как это имеет место при тотальном дефекте, «определяет качественное отличие развития ребенка с частичным дефектом от развития ребенка с тотальным дефектом». При частичном дефекте соответствующая функция не просто недоразвивается, но и искажается в своем. раз- витии.

Слабослышащие дети не только слышат меньше, но и в качественном отношении воспринимают на слух несколько не то, что нормальные дети. Речевой запас у них не только ограниченный, но и искаженный. Степени вторичных отклонений и их характер при частичном дефекте крайне разнообразны и определяются, главным образом, теми условиями, в которых протекает развитие данного ребенка.

Дальнейшее развитие и конкретизацию оптимистическое учение Л. С. Выготского о компенсации физических недостатков личности получило в трудах советского сурдопедагога С. А. Зыкова. Он исходил из того, что, несмотря на всю тяжесть (последствий глухонемоты, они не являются непреодолимыми: у человека сохраняется достаточно сил и возможностей для всестороннего развития, полноценного участия в жизни и труде нашего общества. Даже в случаях полной глухоты в условиях советской действительности человек оказывается нормальным в поведении, полноценным в труде, способным к преодолению последствий глухоты. На конкретных примерах он показывает, что «неслышащие не являются обреченными, у них сохраняются необходимые силы для неограниченного развития, они побеждают недуг» . Основным путем преодоления последствий глухонемоты является специально организованное обучение И воспитание. «Школа-интернат для неслышащих детей, — пишет С. А. Зыков, — второй дом, где они живут, учатся, готовятся к производительному труду и полнокровной жизни».

Существенным фактором в компенсации последствий глухоты является раннее специально организованное педагогическое воздействие на глухих детей. «Организованное воспитание в ясельном, а затем дошкольном возрасте обеспечивает подготовку качественно иного состава учащихся специальной школы для неслышащих детей, перед которыми открываются новые и очень широкие возможности развития».

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика