ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Специальные школы
А. И. Дьячков в решении этой...
А. И. Дьячков в решении этой проблемы исходил из того, что всестороннее развитие глухонемого ребенка предполагает изменение характера его развития как целостной личности. Овладение словом как средством общения, мышления и познания, преобразование характерного для него наглядно-образного мышления в словесно - логическое— важнейшие факторы, совершенствующие развитие познавательной деятельности глухих. По его мнению, цель коммунистического воспитания глухих детей «включает в себя всестороннее развитие личности на основе мобилизации компенсаторных возможностей, полное преодоление последствий глухонемоты для здорового умственного и физического развития; овладение научными и техническими знаниями на основе формирования языка слов как средства мышления и познания; изучение основ производства и привитие ребенку трудовых умений и навыков в избранной специальности; формирование качеств коммунистической нравственности и навыков культурного поведения в советском коллективе. Эта цель предусматривает подготовку из глухонемых детей активных деятелей нашего общественного развития, умеющих преодолевать трудности и способных наравне с людьми бороться за претворение в жизнь задач коммунистического строительства» . А. И. Дьячков считал, что прирожденные задатки глухонемого, хотя и отличаются от задатков нормально развивающегося детского организма, тем не менее развиваются и совершенствуются. Под воздействием условий жизни и деятельности и главным образом под влиянием воспитания они претерпевают существенные изменения и все более приближаются «к норме».
Решающее значение в умственном развитии глухих имеет благоприятная социальная среда в нашей стране. Р. М. Боскис отмечает, что глухонемые дети обладают большими компенсаторными возможностями, реализуемыми благодаря специально организованному обучению и воспитанию. В решении проблемы компенсации, по ее мнению, необходимо учитывать два фактора: во-первых, непосредственную компенсаторную деятельность сохранных анализаторов и, во-вторых, опосредованное их использование через вторую сигнальную систему. Решающую роль она отводит овладению речью.
«На компенсирующей роли языка как средства сообщения обобщенных фактов и абстрактных понятий, — пишет Р. М. Боскис, — в наибольшей мере базируется оптимистический взгляд на развитие ребенка с аномалией того или иного анализатора. Нарушение акустического анализатора не является абсолютным препятствием к полноценному развитию ребенка. Утверждения реакционных авторов о том, что ребенок без слуха безнадежно обречен на неполноценное развитие, есть результат порочной недооценки роли языка как средства познания» .