С. Выготский в основу анализа...

С. Выготский в основу анализа особенностей психики аномальных детей положил системный подход (в противовес формальному симптоматическому подходу). Он предложил при изучении познавательной деятельности детей с дефектными органами различать первичные и вторичные отклонения в их развитии. Степень вторичных отклонений находится в определенной зависимости от степени первичного дефекта. Однако решающую роль в этом процессе играет не столько степень дефектности того или иного анализатора, сколько характер окружающей ребенка социальной среды.

Вторичные отклонения, как правило, успешно предупреждаются и преодолеваются в условиях специального педагогического воздействия. При неблагоприятных же условиях они порождают новые отклонения в психической деятельности личности, т. е. отклонения третьей, четвертой и т. д. степеней. Например, у глухонемых на основе первичного дефекта — глухоты — формируется вторичное отклонение— немота. Немота же, в свою очередь, сказывается на формированиивосприятий и представлений, памяти п мышления, воображения и эмоционалыю-волевых свойств личности и т. д. Таким образом, возникает целая цепь аномального развития.

Учение Л. С. Выготского о сложной системной структуре аномального развития детей с недостатками анализаторной системы оказалось исключительно продуктивным и получило свое дальнейшее развитие в нс - следованиях советских дефектологов (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Р. М. Боскис и др.). Было установлено, что решающее значение в развитии познавательной деятельности играет специально организованное воспитание и обучение глухонемых детей. В процессе усвоения словесной речи как средства общения и мышления открываются возможности для овладения глухими самыми разнообразными знаниями, умениями и навыками.

С. Выготский, говоря о возможностях умственного развития глухих, отмечал, что «воспитание глухонемого ребенка, обучение его речи в общей системе советского воспитания на основе преодоления разрыва между физическим и умственным трудом не только открывает небывалые в истории перспективы развития и полноценного включения ;в общественную жизнь глухонемых детей, не только содержит в себе залог действительного преодоления немоты глухого ребенка, но одновременно представляет собой грандиозный научный опыт неисчерпаемого теоретического значения для познания человека и его развития».


Теги: Выготский

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика