В процессе анализа...

В процессе анализа проблемы компенсации и сверхкомпенсации в дефектологии Л. С. Выготский приходит к выводу, что традиционное воспитание слепых и глухонемых «расслаблено тенденциями жалости и филантропин, оно отравлено ядом болезненности и слабости; оно не задевает воспитанника за живое; в нем нет соли. Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал — не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь.

Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов». Л. С. Выготский обосновывал явления компенсации не перераспределением энергетического фонда, а регулирующей и корригирующей функцией сознания.

Отрицая спонтанность возникновения психологического стремления к сверхкомпенсации, Л. С. Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом явление сверхкомпенсации детерминируется, с одной стороны, характером и степенью дефекта и «резервными силами организма», а с другой,— внешними (социальными) условиями. Таким образом, в свою трактовку сверхкомпенсации Л. С. Выготский включает и биологические, и социальные стимулы. Признание за сознанием важной, если не решающей, роли в компенсации дефекта, в высшей степени способствовало преодолению биологизаторских и «биосоциальных» рефлексологических концепций. Как справедливо отмечает А. Г. Литвак, идеи Л. С. Выготского имели большое Значение Для преодоления идеалистических и механистических концепций в развитии теории компенсации и практике обучения и воспитания аномальных детей.

Они сыграли заметную роль в обосновании советскими дефектологами современной диалектико-материалистической теории компенсации, преодолевшей односторонность как биологизаторского, так и вульгарно-социологического подхода. Изучению особенностей психической деятельности глухих детей в начале 30-х годов была посвящена работа Я - К. Цвейфеля. В понимании проблемы компенсации он в большинстве случаев следует за Л. С. Выготским. Я. К. Цвейфель отмечал, что «социальная дезориентировка глухонемого, как и все прочие дефекты его интеллектуальной работоспособности,— вполне устранимое явление при условиях нормального обучения и развития, так как все мозговые возможности и условия высшей кортикальной деятельности почти у всех глухонемых те же, что и у нормальных, слышащих людей. Используя другие рецепторы глухонемого, их компенсаторные способности, можно достичь полной нормализации его поведения и социально-полноценной его установки. Глухота при подобном воспитании останется, но дефективность как определенное расстройство социально-приспособительной функции может быть всецело устранена».

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика