Особый успех выпал...

Особый успех выпал на долю слепоглухонемой американки Эллен Келлер, которая, несмотря на раннюю слепоглухонемоту (с семнадцатимесячного возраста), достигла поразительных успехов в своем развитии. Она была одной из самых образованных женщин в мире конца XIX — начала XX века. Э. Келлер отличали не только всесторонняя образованность и интеллигентность, но и высокая общественно - политическая зрелость и гражданское мужество. Ярким свидетельством тому является ее статья «Прекратить блокаду», опубликованная 10 ноября 1919 года.

Э. Келлер не пошла за потоком антисоветчины, столь характерным для американской прессы тех лет, но нашла в себе смелость и мужество выступить в защиту справедливости и гуманизма, призвать американский народ «противостоять лицемерию, алчности, убийству», «чтобы тем самым спасти себя и все человечество». Однако вокруг этой действительно выдающейся женщины сплелась религиозная паутина о сверхъестественных силах, лежащих якобы в основе ее развития. Даже великий Эйнштейн, познакомившись с Э. Келлер, сказал ее воспитательнице Анне Суливан: «Вы достигли больших успехов, нежели кто-нибудь другой в современной науке.

Вы дали Эллен не только речь. Вы развили ее как личность, и во всем этом есть что-то сверхчеловеческое». Американский психолог В. Джемс писал: «Все попы всего мира не могли доказать бытие бога, а вот Эллен Келлер своим существованием доказала это». Крупный советский специалист в области обучения и воспитания слепоглухонемых А. И. Мещеряков отмечал, что «атмосфера чуда, ореол сверхчеловека окружали Э. Келлер до последних дней ее жизни (она умерла в 1968 г.). В журналах и газетах публиковались ее портреты вместе с портретами кинозвезд и государственных деятелен. Она бывала на приемах у президентов и королей.

О ней писали и пишут как о необычайном феномене».

Просмотров: Читать подробнее

Эллен Келлер вызвала...

Эллен Келлер вызвала...

Эллен Келлер вызвала у меня впечатление неприятное, даже — тяжелое: жеманная, очень капризная и, видимо, крайне избалованная девица; говорила она о боге и о том, что бог не одобряет революции. В общем же напоминала мне «блаженненьких» и «святеньких» монашенок и «странниц», которых я наблюдал в деревнях, в монастырях. Окружали ее какие-то старые девы, относились к ней будто к попугаю, которого они научили говорить. Был профессор, имя коего я не помню, и толстовец Кеннеди, автор изданных у нас «Посредником» стихов, человек весьма богатый и столь же глупый.


Просмотров: 2697 Читать подробнее

Внешнее воздействие

А. И. Мещеряков отмечал, что «почти во всех монографиях и статьях иностранных авторов о слепоглухонемоте саморазвитие изначально заложенных способностей считалось основным принципом формирования психики. Внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к спонтанному развитию, или, по стыдливой формулировке, — к «высвобождению внутренней потенции», или, прямо и откровенно, — к «пробуждению бессмертной души» . Роль такого толчка к саморазвитию отводилась слову.

Ему приписывалось «волшебное, мистическое воздействие непосредственно на «бессмертную душу». Это действие трактовалось не как постепенный процесс обучения речи, а как момент «внезапного озарения», одномоментного «пробуждения души». В буржуазной науке и сейчас широко распространенным является взгляд на глухонемых, слепых и слепоглухонемых, как на сейфы, наполненные от природы всеми человеческими качествами. Задача специального обучения состоит якобы лишь в том, чтобы подобрать соответствующие ключи и открыть эти сейфы. Эта мысль проводится в частности и в пьесе американского драматурга Уильяма Гибсопа «Сотворившая чудо», посвященной Э. Келлер. В рецензии на эту пьесу, поставленную в Московском театре имени Ермоловой, О. И. Скороходова отмечала, что «ребенок, лишенный слуха и зрения, не сейф, в котором таятся сокровища, как утверждает автор.

Сокровища— .понимание окружающего мира, знания — вкладывает в него человек, воспитывая и обучая. Педагог развивает разум ребенка, обучает его средствам общения с людьми, приобщает к действительности, к труду, ко всему, что связано с полнокровной жизнью человека». Судьба Э. Келлер в течение многих лет была связана с корыстными интересами предпринимателей, которые стремились извлечь выгоду из ее несчастья.

Впервые обратил на это внимание А. М. Горький в одном из писем к И. А. Соколянскому. Раскрывая теологический характер теории «сверхкомпенсации», он описывает свою встречу с Э. Келлер. В 1906 году известный психолог Вильям Джемс посоветовал А. М. Горькому «ознакомиться с чудом». По этому поводу A. M. Горький пишет: «Он как-то очень затейливо связывал это «чудо» со своим взглядом: религиозное ощущение мира — постоянная реакция человека на космос, реакция, высоко ценная тем, что гармонизирует человека... Позднее эту мысль я нашел разработанной в книге Джемса «Многообразие религиозного опыта», книге, отлично написанной, но по-американски «сумбурной» и, в сущности, не очень ловко «освящающей» опыты жуткого гипертрофического капитализма его страны.

Просмотров: Читать подробнее

Идеалистическое, религиозно-мистическое...

Идеалистическое, религиозно-мистическое направление в трактовке проблемы компенсации и «сверхкомпенсации» физических недостатков личности Это направление является наиболее древним. Суеверно-мистическое отношение к людям с теми или иными физическими недостатками, в частности к слепым и глухонемым, своими корнями уходит глубоко в историю, к временам, когда господствовали религиозно-мистические взгляды на человека и его сущность. Служители культа веками внушали людям библейские и евангельские догмы о зависимости всей жизни и деятельности человека от «воли всевышнего». Положения о всесильности бога, о полной зависимости всего в природе от его воли, о временном существовании людей на этом свете, о том, что жизнь людей — лишь подготовка к потусторонней (загробной) жизни, фактически обрекали человека на бездеятельность, смирение и покорность. В библии глухонемота провозглашалась «деянием господним», а глухонемые объявлялись бесчестными. Они лишались всех человеческих прав.

В евангелии бесправное положение глухих закрепляется еще более откровенно. Глухонемые представляются здесь людьми, в которых вселился нечистый дух. В период средневекового засилья религиозной мистики и мракобесия догмы о глухонемых как о людях, «отверженных богом», еще более укрепились и распространились. Наука долго не могла проникнуть в сущность глухонемоты. Только в эпоху Возрождения (XVI в.) была раскрыта зависимость немоты от глухоты. Но это открытие Д. Кардано медленно получало признание.

В таких условиях достижения в развитии и обучении глухонемых, как правило, объявлялись результатом действия сверхъестественной силы. Заметим, что первые попытки специального обучения глухонемых принадлежат монахам, которым было весьма выгодно «подключить» к своим действиям божью силу. VI В XVIII—XIX вв. практика специально организованного обучения и воспитания глухонемых получила довольно широкое распространение. Многие глухие при этом достигали высокой степени развития.

Просмотров: Читать подробнее

Особое место в работе...

Особое место в работе специальной школы занимает обучение глухих детей языку. «От овладения языком, — пишет С. А. Зыков, — в значительной мере зависит преодоление последствий глухоты, возможность обучения глухих детей основам наук и включение окончивших специальную школу коллектив слышащих, в общественную жизнь». Советские сурдопедагоги придерживаются оптимистических взглядов на возможности умственного развития детей с недостатками слуха. Благодаря научно обоснованному специально организованному обучению и воспитанию с преддошкольного и дошкольного возраста глухие имеют возможность овладеватьлюбой профессией (за редким исключением тех, которые связаны с непосредственным использованием слуховых восприятий) и, таким образом, принимать активное участие в производственной и общественно-политической жизни страны. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ Проблема компенсации всегда была и есть одной из главных в дефектологии.

Смысл специально организованного обучения и воспитания аномальных детей в конечном счете сводится к тому, чтобы найти наиболее целесообразные и эффективные пути компенсации дефектного органа и осуществлять гармоническое развитие личности. Необходимо обеспечить людям с теми или иными физическими недостатками возможность включиться в активную производственную и общественную жизнь наравне со всеми остальными гражданами общества. Специальное обучение и воспитание аномальных детей по своей сущности является компенсирующе направленным. Отыскание обходных путей компенсации потерь и недостатков, образовавшихся в результате нарушения слухового' анализатора, — центральный вопрос специальной педагогики и психологии.

Теория компенсации прошла сложный и длительный путь развития. Существовали различные методологические подходы к ее решению. В наиболее обобщенном виде здесь можно выделить три основных направления: 1) идеалистическое, религиозно-мистическое; 2) вульгарно-материалистическое; 3) диалектико-материалистическое.

Рассмотрим более подробно каждое из этих направлений.

Просмотров: Читать подробнее

Вульгарно-материалистическое...

Вульгарно-материалистическое направление в трактовке проблемы компенсации В основе вульгарно-материалистического направления лежит биологическая, наивно-механистическая трактовка механизма компенсации. В соответствии с этим направлением компенсация осуществляется за счет перераспределения ресурсов энергии сохранных органов чувств, то есть только за счет первой сигнальной системы. Представители этой теории исходят из того, что мозг — это резервуар нервной энергии.

При нарушении какого-либо анализатора энергия не исчезает, а перераспределяется среди сохранных анализаторов. Таким образом, утверждают они, при нарушении одного анализатора другие не страдают, а, наоборот, выигрывают в количестве нервной энергии, т. е. автоматически осуществляется компенсация бездействующего анализатора.

Такая теория перераспределения нервной энергии несостоятельна. Не раскрывая механизма компенсации, она не может привести к положительным практическим результатам. Широко распространена была и теория «викариата» (замены) органов чувств у людей, имеющих физические недостатки, связанные с нарушением определенных анализаторов (глухота, слепота, сленоглухота и т. д.). Представители этой теории исходили из того, что при нарушении какого-либо анализатора его функции автоматически начинают выполнять сохранные анализаторы. Аристотель отмечал, что из анализаторов только осязание имеет преимущественно биологические свойства. «Животное не может существовать без осязания, — писал он. — Остальные ощущения существуют ради благосостояния и свойственны уже не любому виду животных, но определенным животным, так они необходимо присущи животным, пользующимся движением» .

Он полагал, что «животное обладает другими чувствами не ради жизни, но ради благополучия».

Просмотров: Читать подробнее

Предыдущая страница Следующая страница
1 2 3 4

Статистика

    Яндекс.Метрика