Как указывал А. И. Дьячков, основная...

Как указывал А. И. Дьячков, основная линия развития научных исследований советских сурдопедагогов в определении особенностей умственного развития глухонемых «состояла в утверждении и научном обосновании того неоспоримого факта, что умственное развитие глухонемых, имея глубокое своеобразие, при создании соответствующих условий воспитания и обучения становится неограниченным» . А. И. Дьячков понимал, что в основе развития глухонемого ребенка лежат закономерности различного порядка, что «наиболее общие законы, на основе которых протекает процесс развития слышащего ребенка как социальной личности, проявляют свою силу и в развитии глухонемого ребенка». Благодаря пластичности нервной системы у глухонемых развиваются компенсаторные возможности и, таким образом, «центральная нервная система уравновешивает организм со средой, приспосабливая глухонемого как социальную личность к условиям окружающей его среды». Умственное развитие глухонемых протекает на основе условнорефлекторной деятельности. В специфических закономерностях развития глухонемого ребенка проявляются общие законы развития детей, общефизиологпческие закономерности.

В процессе специально организованного обучения, в частности под влиянием усвоения словесной речи, в сложившиеся у глухонемых стереотипы и в закономерности их умственного развития вносятся глубокие изменения. А. И. Дьячков развил и конкретизировал оптимистические взгляды на возможности совершенствования познавательной деятельности глухих. В результате исследований он пришел к выводу, что глухонемые проявляют находчивость и сообразительность в практической деятельности. В связи с этим он решительно отбрасывал формалистическую систему «чистого устного метода», полагая, что вся «работа в области сурдопедагогики должна идти под лозунгом: «Ближе к жизни».

Исследуя проблему развития познавательной деятельности глухих детей, И. М. Соловьев определяет компенсаторный . путь развития, состоящий в том, что в течение первого периода под влиянием отрицательного действия дефекта путь развития глухонемого все более отклоняется в сторону от пути развития слышащего ребенка, но затем, благодаря преодолению отрицательного влияния дефекта, он поворачивается в направлении развития нормального. Решающую роль в компенсаторном повороте развития глухого ребенка играет специальное воспитание его «лицом, знающим его особенности и средства, приноровленные для его воспитания» .


Теги: Ближе к жизни

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика