Учение о сверхкомпенсации...

Учение о сверхкомпенсации дефекта Л. С. Выготский отграничивал и от «наивно биологической теории компенсации органов, или иначе от теории викариата органов чувств». Рациональное зерно в этой теории состояло «в понимании того, что всякий дефект не ограничивается изолированным выпадением функции, но влечет за собой радикальную перестройку всей личности и вызывает к жизни новые психические силы, дает им новое направление. Только наивное представление о чисто органической природе компенсации, только игнорирование социально - психологического момента в этом вопросе, только незнание конечного направления и общей природы сверхкомпенсации отделяют старое учение от нового» . Л. С. Выготский считал, что «нельзя рассматривать вопросов воспитания без перспективы будущего». Всякое сравнение воспитания аномального и нормального ребенка, в смысле трудности и сложности, только тогда имеет смысл, когда мы имеем в виду «равные педагогические задачи», выполняемые «при равных условиях». Только «общая задача, единый уровень педагогических достижений могут служить общей мерой трудности воспитания в обоих случаях». Разумеется, «нелепо спрашивать, что труднее — научить способного восьмилетнего ребенка таблице умножения или отстающего студента высшей математике.

Здесь легкость в первом случае обусловлена не способностями, а легкостью задачи. Слепоглухонемого легче обучать, потому что уровень его развития, требования к его развитию, задачи воспитания, которых оно хочет достигнуть,— минимальны. Если мы захотим обучить нормального ребенка этому же минимуму, едва ли кто станет утверждать, что это потребует больше труда». Раскрывая сущность сверхкомпенсации, Л. С. Выготский ссылается на Э. Келлер, которая достигла столь высокого уровня развития, влияния и известности только благодаря своей слепоглухонемоте.

Объяснял он это двумя факторами. Во-первых, тем, что «ее огромные дефекты вызвали к жйзн» огромные силы сверхкомпенсации», И, во-вторых, «исключительно счастливым стечением обстоятельств, которое превратило ее дефекты в социальные плюсы». Вне этих дефектов она осталась бы малоразвитой и неприметной обывательницей провинциальной Америки. Опыт обучения Э. Келлер «наглядно показывает, что процесс сверхкомпенсации всецело определяется двумя силами: социальными требованиями, предъявляемыми к развитию и воспитанию, и сохранными силами психики. Исключительно высокие социальные требования, предъявленные к развитию Эллеи Келлер, и счастливая социальная реализация ее дефекта определили ее судьбу».

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика