ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Специальные школы
Учитывая эту особенность...
Учитывая эту особенность анализаторов, вполне правомерно предположить, что и компенсация нарушенного или бездействующего анализатора у человека имеет преимущественно социальный, а не биологический характер. Некоторые ученые полагали, что при поражении одного или нескольких органов чувств происходит «сужение сознания», а это якобы автоматически обеспечивает повышенную продуктивность сохранных анализаторов. Почвой для таких взглядов являются некоторые факты сравнительно быстрого развития лиц, теряющих тот или иной анализатор в подростковом и юношеском возрасте.
Некоторые из них, не обнаруживая никаких особых талантов до болезни, демонстрируют значительные успехи в том или ином виде творчества (в там числе и поэтического), теряя какой-то из органов чувств. Однако это обуславливается не сужением сознания личности, а усилением его концентрации на определенной деятельности.
Усиленное упражнение сохранных анализаторов, вызываемое жизненной необходимостью более интенсивного их использования в процессе познания объективной действительности и ориентации в ней, приводит к совершенствованию деятельности самих органов и, таким образом, обеспечивает частичную компенсацию утраченного органа. Компенсация осуществляется не «стихийно», а благодаря планомерному и продуманному развитию сохранных анализаторов личности, благодаря педагогическому воздействию. Отдельным звеном данного направления является теория о сверхкомпенсации, созданная школой индивидуальной психологии австрийского психиатра Альфреда Адлера (первая четверть XX века). Согласно этой теории компенсацию неполноценного органа принимает на себя центральная нервная система, утончая и совершенствуя работу как нарушенного, так и здоровых органов. «Ощущение дефективности органов является для индивида постоянным стимулом к развитию его психики»,— утверждает Адлер. Чувство или сознание дефекта есть оценка своей социальной позиции — иона становится главной движущей силой психического развития.
Адлер исходит из того, что дефект, неприспособленность, мало - цеииость — не только минус, недостаток, отрицательная величина, но и стимул к сверхкомпенсации, источник силы. Он выводит «основной психологический закон диалектического превращения органической неполноценности через субъективное чувство малоценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации».