ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проблема овладения глухими словесной речью является одной из центральных проблем специальной педагогики и психологии. Опыт показывает, что самостоятельно глухие, да и большинство слабослышащих, овладеть звуковой словесной речыо не в состоянии. Для этого необходимо специально организованное обучение. Но и в условиях специального обучения они также сталкиваются с огромными трудностями, обусловленными отсутствием или резко ограниченными возможностями слухового контроля звуковой речи как окружающих их людей, так и своей собственной. Они не могут сравнивать свое звукопроизношение с соответствующими эталонами правильного звукопроиз - ношения.
Не воспринимая звуковой речи окружающих, глухие и слабослышащие резко ограничены в возможностях получения речевых образцов для подражания. Все эти весьма специфические условия обучения требуют создания специальной методики, учитывающей эти особенности.
Овладение словесной речью как средством общения является для глухих и слабослышащих жизненной необходимостью, единственным средством приобщиться к чудесной кладовой человеческих знаний и опыта, усвоить огромное количество знаний, выработанных человечеством в процессе своего развития: С особой силой это сказывается на развитии их мышления, открывая неограниченные возможности совершенствования и тем самым разрывая кольцо социальной изоляции глухих. Таким образом, овладение звуковой словесной речью как средством общения и мышления является одновременно и самым могущественным фактором компенсации нарушенной слуховой функции. . - Сурдопедагогам известно и то, что уровень овладения глухими школьниками звуковой словесной речью часто оказывается неудовлетворительным.
Нередко, проучившись в специальной школе 9—13 лет, глухие через 2—3 года после окончания школы вновь становятся глухонемыми. Специальное обучение имеет серьезные недостатки. Это обязывает нас еще пристальнее изучать опыт работы тех глухих, которые достигают высокого уровня речевого и общего развития.
Особого внимания заслуживают глухие поэты, достигшие мастерства в использовании словесной речи. Это тем более необходимо, что большинство из них овладело поэтическим мастерством самостоятельно, вне всякого специального обучения.
Необходимо глубоко изучить этот кажущийся парадокс, когда вне специального обучения многие глухие достигают высокого уровня общего и речевого развития и в то же время в условиях специального обучения такие случаи оказываются сравнительно редкими. Разумеется, это косвенно свидетельствует о том, что малоэффективное специального обучения обуславливается не глухотой, а несовершенством самого специального обучения. Таким образом, анализируя и изучая случаи удачного семейного воспитания глухих, мы, как нам представляется, сможем определить пути совершенствования системы специально организованного обучения детей с недостатками слуха.