ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
Многочисленные примеры...
Многочисленные примеры достижения глухими и слабослышащими людьми высокого уровня физического и интеллектуального развития, производственно-технической выучки красноречиво свидетельствуют о значительных резервах компенсации их физических недостатков. Особенно благоприятные условия создаются для этого в социалистическом обществе, ибо вера в будущее, оптимизм свойственны самой природе этого социального строя. Большие перспективы в компенсации глухоты и ее последствий открываются в связи с принципиальной перестройкой дидактической системы обучения глухих, основные положения которой заложены в исследованиях советского сурдопедагога С. А. Зыкова. Эти исследования позволили окончательно развенчать теоретическую несостоятельность и практическую бесплодность «чистого устного метода» как ведущей доктрины буржуазной сурдопедагогики конца XIX — первой половины XX в. Традиционной установке на специфику обучения глухих детей, состоящей якобы в том, что изучение языка здесь должно предшествовать практическому его использованию, С. А. Зыков противопоставил принципиально иной подход — обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения.
«Если глухие не в состоянии овладеть языком в процессе общения с окружающими и нуждаются в специальном обучении языку, — писал С. А. Зыков, — то сам процесс обучения может и должен протекать по принципу формирования речевого общения». В принципиальном изменении подхода к первоначальному обучению глухих детей языку состоит главная революционизирующая сила новой системы, разработанной на основе длительного и массового эксперимента. Продолжительное время специальная школа направляла свои усилия на обучение глухих школьников «готовым знаниям». Этот путь оказался малопродуктивным. Он не обеспечивает оптимальных условий для развития познавательной деятельности учащихся.
Ведущий принцип системы обучения глухих детей языку на основе формирования речевого общения — связь речевого развития детей с их деятельностью — оказывается при этом нереализованным, а возможности развития познавательной деятельности глухих учащихся остаются неиспользованными. Существенным недостатком специальной школы до начала 70-х годов было то, что она не считалась со стадийностью развития глухих школьников. Поступая в школу, глухие дети должны были от свойственного им предметного мышления делать «скачок» к такому способу мышления, который даже в норме достигается на сравнительно высоком этапе развития.