ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Специальные школы
Л. С. Выготский утверждал, что еще в школе...
Л. С. Выготский утверждал, что еще в школе «нужно организовать жизнь ребенка так, чтоб речь была ему нужна и интересна», что «обучение следует направить по линии детских интересов, а не против нее. Из инстинктов ребенка надо сделать своих союзников, а не врагов. Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь». Специальная школа для глухих того времени, насквозь пропитанная формалистическими идеями «чисто устного метода», не соответствовала этим требованиям. Именно поэтому зачастую «жизнь доделывала дело школы». Если выпускники специальных школ «бывают поставлены в такие жизненные условия, что эта речь бывает для них необходимой, они ее развивают и овладевают ею всецело. Если они на задворках жизни остаются приживалами, они возвращаются к немоте».
Намечая пути выхода из создавшегося положения, Л. С. Выготский призывал вернуться к положению известного немецкого сурдопедагога середины XIX века М. Гнлля о том, что «следует развивать речь у глухонемого ребенка так же, как жизнь создает ее у нормального». Говоря о принципах обучения глухих детей, Л. С. Выготский отмечал: «В наших школах для глухонемых все направлено против линии детских интересов. Все детские инстинкты и стремления — не союзники паши в деле воспитания, а, наоборот,— враги. Проводится специальный метод, который заранее направлен против ребенка, заранее хочет изломать ребенка, чтобы привить немому речь. И этот насильственный метод на практике оказывается неприемлемым, силой вещей обрекается на отмирание. Отсюда я не делаю того вывода, что устный метод неприложим к школе.
Я хочу сказать только, что ни один вопрос о специальном методе сам по себе не может быть поставлен в узкие рамки специальной педагогики. В опрос обучения устной речи не есть вопрос методики артикуляции (разрядка наша.
— Я. Я.). К нему нужно подойти с другой, неожиданной стороны». Правильно разрешить этот вопрос можно только тогда, «когда мы поставим его во всей широте как вопрос социального воспитания в целом». Впоследствии эта мысль была экспериментально подтверждена и развита в исследованиях С. А. Зыкова, посвященных обучению глухих учащихся языку по принципу формирования речевого общения. Обосновывая новую систему обучения глухих детей устной речи как средству коммуникации в связи с предметно-практической деятельностью, С. А. Зыков исходил из того, что «обучение устной речи нельзя сводить лишь к формированию умений, относящихся к произношению и чтению с лица», что оно является формированием общения «в самой совершенной устной форме» .