ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
Пользуюсь случаем, чтобы...
Пользуюсь случаем, чтобы выразить искреннюю признательность и благодарность работникам кафедры сурдопедагогики Киевского педагогического института им. А. М. Горького и отдела дефектологии Научно-исследовательского института педагогики УССР за оказанную помощь в подготовке и оформлении материалов исследования Вопрос о возможностях развития познавательной деятельности глухих — один из центральных в сурдопедагогике и сурдопсихологии. От его решения в значительной степени зависит решение ряда конкретных педагогических и методических вопросов, связанных с практикой специально организованного обучения и воспитания глухих детей. Актуальность проблемы обуславливается и тем, что продолжительное время бытовало неверное представление о глухонемоте и о возможностях развития глухонемых. В древнем мире и в эпоху средневековья глухонемота объявлялась «наказанием господним», поэтому даже мысль сделать что-то для улучшения положения глухонемых считалась святотатством.
Не понимая обусловленности немоты глухотой, зачастую пытались отыскать у глухонемых людей какие-то недостатки в речевом аппарате. Оперативное вмешательство (подрезывание малого язычка, оперирование голосовых связок и т. д.), разумеется, не могло дать положительных результатов, ибо причины немоты у глухонемых кроются не в недостатках голосового или артикуляционного аппарата, а в невозможности из-за глухоты подражать речи окружающих людей и контролировать свое голосо - и звукообразование. Веками глухонемые считались недееспособными и даже в законодательствах приравнивались к душевнобольным, умственно отсталым, невменяемым личностям. Философы-идеалисты доказывали, что дети, лишенные речи, должны рассматриваться как человекообразные животные, не способные к разумной деятельности. Некоторые сурдопедагоги под влиянием идеалистической методологии также отрицали возможность развития глухонемых до специального обучения их устной речи. Например, голландский сурдопедагог И. К - Амман в своей знаменитой книге «Говорящий глухой, или метод, при помощи которого глухой от рождения может научиться говорить» (1692) утверждал, что до специального обучения глухонемые вообще не развиваются.