Положительно оценивая «цепную...

Положительно оценивая «цепную методику» И. А. Соколянского за ее «великолепную практическую целевую установку в воспитании», Л. С. Выготский отмечал: «Если устная речь становится потребностью и сама вытесняет у детей мимику, то, значит, обучение направлено по линии естественной сверхкомпенсации глухоты; значит, оно направлено по линии детских интересов, а не против нее. Традиционное обучение устной речи, как стершееся зубчатое колесо, не захватывало всего механизма естественных сил и импульсов ребенка, не приводило в движение внутреннюю компенсаторную деятельность и вертелось вхолостую. Устная речь, вбиваемая в учеников с классической жестокостью, становилась для глухих официальным языком; все силы психики уходили в мимику. Но вся задача воспитателя только и сводится к тому, чтобы овладеть этими внутренними силами развития и направить их в сторону своих задач» .

«Физиологическая потребность в речи» — это то, что имеет принципиальное значение в сурдопедагогике. «Если найден секрет создать потребность, т. е. поставить цель,— будет и сама речь»,— писал Л. С. Выготский. Особое место в решении общедидактической задачи специального обучения глухих Л. С. Выготский отводил трудовому обучению и воспитанию, которое также нуждалось в коренной перестройке. Трудовое обучение в специальных школах традиционно строилось «на началах инвалидности и филантропичности». «Индивидуально - ремесленнический» труд, который формируется в процессе «кустарнически-предметного обучения», не обеспечивая «ни достаточного общетрудового политехнического фундамента, ни производственного профессионального значения» труда, готовит инвалидов, узко ограниченных исполнителей, а это не соответствует ни принципам социалистической педагогики, ни возможностям глухих людей. Л. С. Выготский высоко оценивал физические возможности компенсации у глухих.

В связи с этим он полагал, что «все виды трудовой деятельности могут быть доступны ему, за исключением очень немногих областей, связанных непосредственно со звуком (настройка музыкальных инструментов и т. п.)» . Во включении глухонемых в активную трудовую деятельность вместе со слышащими людьми он усматривал основной путь компенсации. Если «до сих пор в сурдопедагогике пользуются обычно узким кругом большей частью бесполезных ремесел, то виной этому близорукость и филантропически-иивалидный подход к делу воспитания глухонемого. Между тем, при правильном подходе к Делу именно здесь открывается широчайшая дверь в жизнь, возможность участия в комбинированном труде с нормальными, возможность высших форм сотрудничества, которое, избегнув паразитических опасностей, может послужить, благодаря социальному моменту, основой всей сурдопедагогики».

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика