Изложенное свидетельствует...

Изложенное свидетельствует о том, что советскими дефектологами много сделано как в научно-теоретичес - ком обосновании проблемы компенсации, так и в практическом разрешении ее. Однако нельзя не отметить определенного отставания в исследовании этой проблемы, особенно в области сурдопсихологии. Действительные возможности детей с недостатками слуха в ряде случаев остаются научно неопределенными и необоснованными. Объясняется это заметным отставанием специальной психологии от сурдопедагогической практики. В специальной психологической литературе чаще всего акцентируется внимание на том, что недоступно глухим детям. Нередко им приписываются такие «особенности», которые в большинстве случаев порождаются недостатками существующей системы обучения и воспитания.

Как правило, эти «особенности» сводятся к ограничению возможностей познавательной деятельности глухих детей, что в конечном счете формирует у дефектологической общественности чувство бесперспективности специального обучения. При этом, как правило, принципиальные положения Л. С. Выготского о компенсации, являющиеся, вне всякого сомнения, серьезным достижением советской дефектологии, не поддерживаются и не развиваются, хотя и не критикуются. В пособиях по психологии глухих детей не получают отражения и психологической интерпретации многочисленные факты выдающихся достижений глухих людей в различных областях деятельности.

Между тем большинство глухих и слабослышащих проявляют в труде и в общественной жизни высокие нравственные качества советского гражданина, патриота своей Родины. Многие из них по уровню и качеству развития мышления и речи, памяти и воображения не только не уступают слышаще-говорящим, но несомненно стоят на самых высоких уровнях общечеловеческой психической деятельности. Не замечать этого мы не имеем права.

Мы еще недостаточно осмыслили и еще в меньшей степени реализуем принципиальный тезис Л. С. Выготского о том, что «всякий вопрос специального обучения есть в то же время вопрос социального воспитания в целом». СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР В КОМПЕНСАЦИИ НЕДОСТАТКОВ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ Решающим фактором, обеспечивающим реализацию компенсаторных возможностей детей с недостатками слуха, является осуществление в нашей стране всеобщего обязательного дифференцированного обучения их, обеспечение работой по окончании школы, организация разнообразной идейно-воспитательной, культурно-массовой и просветительной работы со взрослыми глухими и слабослышащими.

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика