Большой вклад в принципиальную...

Большой вклад в принципиальную переориентацию советской дефектологии как части социального воспитания, в научное обоснование проблемы компенсации внесли первый нарком просвещения А. В. Луначарский и основоположник советской психологии и дефектологии Л. С. Выготский. Выступая на I Всероссийском съезде но борьбе с детской дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920), А. В. Луначарский указывал, что «дефективность в собственном смысле этого слова идет рука об руку не столько с дурной наследственностью, сколько с дурным питанием, плохими жилищными условиями, т. е. зависит от среды. Ненормальный ребенок — результат исключительно ненормальных условий и главным образом питания» . На II Всероссийском съезде уполномоченных Всероссийского общества глухих 26 января 1929 года он говорил: «Глухонемой по всему своему организму как личность может быть в высшей степени добрым, отзывчивым. При других условиях он, может быть, мог бы быть социалистом лучшим, чем все окружающие», но «глухонемого ограничивает невозможность для него войти в живое общение с другими, перебросить те телеграфные проволоки, которыми является речь между людьми» . А. В. Луначарский настойчиво подчеркивал ту исключительно гуманную мысль, что «физически обиженный природой человек, слепой или глухой с детства, при правильной помощи ему может и должен стать великолепным сотрудником в строительстве нового человеческого общества, в строительстве коммунизма», что «в сердце глухонемого, в его внутреннем сознании бьется, может быть, и наверное, целое сокровище дружбы по отношению к людям» .

Н. К. Крупская также проявляла большой интерес к вопросу обучения и развития глухонемых. Отвечая на письмо ребят Ленинградского областного института глухонемых, она указывала, что «глухонемые могут быть полезными членами общества, пользоваться общей любовью и вниманием», хотя они и «нуждаются в сугубой защите. Закон и говорящие окружающие должны защищать их права, необходимо всячески помогать им войти в жизнь, занять в ней свое место». Большой вклад в научное обоснование проблемы компенсации внес Л. С. Выготский. Он впервые поставил вопрос о том, что «проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить как социальную проблему, потому что не замечаемый прежде социальный ее момент, почитавшийся обычно второстепенным и производным, па самом деле оказывается первичным и главным» .

В социальном воспитании аномального ребенка, основанном на методах социальной компенсации его природного недостатка, Л. С. Выготский усматривал единственный научно-состоятельный и идейно верный путь. Он научно обосновал положение о том, что компенсация_недостатков аномальных детей может осуществляться только путем их развития и включения в разнообразную социально значимую деятельность. Широкое общение с окружающим миром, основанное не на пассивном изучении, а на активном и деятельном участии в жизни, активное общественно-политическое воспитание, выводящее аномального ребенка из узкого круга, отведенного ему его недостатком, участие в детском и юношеском движении — вот те важнейшие рычаги социального воспитания, при помощи которых, по его мнению, можно компенсировать физические недостатки аномальных детей.

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика