«Истина проста и ясна, — записала...

«Истина проста и ясна, — записала девушка в дневнике,— жить и работать по мере своих сил... Я не слышу. Ну что ж! Не велика трагедия! Есть голова, способная мыслить, есть сердце, способное любить, есть люди, готовые помочь - мне выйти на широкую дорогу интересной насыщенной жизни...» В нашей стране много глухих поэтов, которые пишут о радости труда, о любви к родной земле. Как правило, их творчество отличается глубоким оптимизмом, стремлением быть в едином строю со всем народом. Характеризуя сборник стихов глухих поэтов, рецензент отмечал: «Авторы сумели убедительно выразить свои чувства и мысли. Читая стихи, веришь поэтам, переживаешь вместе с ними.

А это значит, что здесь мы имеем дело с настоящим искусством, хотя в сборнике представлены, за исключением Н. Новосельновой, поэты - непрофессионалы». Говоря о поэзии глухих, уместно отметить и тот широко известный в сурдопедагогической практике факт, что большинство глухих школьников недолюбливает или в крайнем случае относится равнодушно к поэзии. Объясняется это недостатками школьного обучения. А между тем поэзия может и должна играть значительную роль в развитии у глухих учащихся речи как средства общения н мышления. О. И. Скороходова, обращаясь к глухим, неоднократно указывала на это. «Для глухонемых поэзия (стихи),— писала она,— может оказать большую помощь в развитии их логической речи. Стоит только полюбить поэзию, и вы скорее и лучше овладеете литературным языком.

Я знаю это по себе». Вообще, по нашему мнению, в работе с глухими и слабослышащими школьниками недооценивается значение эстетического воспитания, что отрицательно сказывается на конечных результатах деятельности специальных школ.

Музыкальных занятий здесь нет, ритмика в младших классах, хотя и значится в учебном плане и расписании, в большинстве случаев не проводится, выразительным чтением, как правило, в специальных школах не занимаются, поэтических произведений читают мало, а самому поэтическому мастерству вообще никто не обучает, просмотры театральных постановок и даже кинокартин бывают редко, благоприятных возможностей для прослушивания радио не создается и т. д. Односторонность учебно-воспитательного процесса с сильно - выраженным акцентированием внимания на знания и практические умения и навыки, имеющие преимущественно приспособленческий характер, является отличительной особенностью специальных школ для глухих и слабослышащих. Это вполне закономерно приводит к эмоциональной ограниченности и даже к эмоциональной тупости воспитанников этих школ.

А между тем, как указывал В. И. Ленин, «без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».


Теги: Истина

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика