ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
С каким упоеньем привольно...
С каким упоеньем привольно и страстно Я сброшу оковы своей тишины! Желанья крепчали. Отважно н гордо Ждала я — начнется чудесный полет...
А гром, ударяя созвучным аккордом, Настойчиво звал все вперед н вперед. Сражалась на небе клинками, мечами Сверкающих молний могучая рать... Вдруг ты появилось с своими лучами, Великое солнце, чтоб снова сиять. Если учесть, что эти стихи принадлежат слепоглухонемому человеку, да присовокупить к этому еще и весьма плодотворную научно-исследовательскую деятельность О. И. Скороходовой, то становится понятным, сколь безграничны интеллектуально-волевые возможности человека. С этой точки зрения исследовательская работа в области дефектологии имеет не только узко специальное, но и большое общенаучное значение. Ведь обучая и воспитывая глухих, слепых и слепоглухих и выполняя тем самым огромную гуманную функцию, мы пблучаем в то же время прекрасную научно-исследовательскую лабораторию для комплексного изучения разнообразных физиологических, психологических и педагогических вопросов и проблем.
Мы привели стихотворения только некоторых глухих поэтов, но этот список можно было бы продолжить. Среди поэтов есть и глухие от рождения и позднооглохшие. Но здесь время возникновения глухоты не имеет решающего значения. Для нас принципиально важно, что человек даже при отсутствии слуха, если он вовлекается в активную трудовую деятельность, может компенсировать свой недостаток.
Глухая поэтесса, член Союза писателей СССР Нина Ивановна Новосельнова по этому поводу пишет: «Сейчас можно смело сказать, что вопрос о том, доступна ли глухому музыка поэзии, уже решен положительно. И поэтому смешны утверждения некоторых пессимистов из нашей среды — глухонемых и оглохших — что якобы никогда глухой не сможет стать поэтом, поскольку поэзия включает в себя не только образное слово, но и музыку, ритмику. Жизнь показывает, что тяготение к поэзии среди наших читателей огромно. Вдумайтесь только: глухие и глухонемые, люди, которые из века в век считались неполноценными, малокультурными, люди, которые веками были забиты и унижены, не имели возможности для получения высшего и даже среднего образования— эти люди сейчас тянутся к поэтическому слову». ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ В НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ История знает немало случаев, когда глухие от рождения люди становились выдающимися учеными.
Например, английский астроном Джон Гудрайк (родился в 17G4 г.), будучи глухонемым от рождения, с 18 лет увлекся астрономией, а вскоре сделал ценное открытие — доказал периодичность колебаний блеска звезды Беты в созвездии Персея, которую еще арабы прозвали Алголем, что значит «звезда дьявола». Он доказал, что у этой звезды есть спутник, который вращается вокруг Алголя и периодически «затмевает» его. Исследования молодого астронома получили всеобщее признание.
Королевское общество приняло его в число своих членов. Перед ним открывалась большая будущность, но, едва достигнув 22 лет, Джон Гудрайк умер.