ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Академии художеств
Волны в буйном...
Волны в буйном прибое ликуют. Это —сон, но ведь я наяву О природе, о звуках тоскую. Однако глухие от рождения или потерявшие слух в раннем детстве лишены такой возможности. Они не могут воспользоваться запасами своей памяти. В свете изложенного становится понятным, почему люди, теряющие слух в зрелом возрасте, сохраняют возможность создавать музыкальные произведения (например, Бетховен) н воспринимать музыку. Таким образом, глухие и слабослышащие имеют возможность воспринимать музыку и пение, а следовательно, им вполне доступно музыкальное воспитание и обучение, хотя оно и нуждается в специальных методах, приемах и аппаратуре.
Большое значение в эстетическом воспитании и развитии глухонемых и слабослышащих имеет художественная самодеятельность. Глухие нередко достигают больших успехов в пантомиме и танце, а в отдельных случаях — полного совершенства в хореографии. Некоторые из них изумляют своими успехами и достижениями в этой области.
Вот несколько примеров. Лида Молчанова--глухая с раннего детства — еще в период обучения в Ленинградской школе глухих проявила большие способности к хореографии.
В настоящее время она — балерина Ленинградского театра оперы и балета. Бывший артист этого театра В. Рязанов пишет: «Конечно, Молчановой нелегко танцевать вместе со слышащими балеринами такие шедевры, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан». Ей приходится мобилизовать всю свою наблюдательность, чувство ритма. Это стоит большого напряжения. Но зритель этого напряжения абсолютно не замечает.
Девушка танцует легко, грациозно». Широко известна в Чехословакии и за рубежом балерина Моби Урбанова, восхищающая зрителей виртуозным исполнением танцев. Но не все знают, что она никогда не слышала музыки. Вся ее жизнь — в танце. Ее движения сливаются с музыкой, хотя звуки этой музыки недоступны ее восприятию.