Значительную роль в понимании...

Значительную роль в понимании музыки глухими людьми играет восприятие ритма музыкальной мелодии. О. И. Скороходова - по этому поводу отмечала: «Зимой меня пригласили на концерт в клуб слепых. Концерт был посвящен годовщине Советской Армии. За мной заехал мой знакомый С. А., сопровождала меня М. И. Попав в клуб, я немного растерялась, узнав, что будут выступать артисты-певцы, которых я все равно не услышу. По вскоре все пошло прекрасно! М. П. переводила мне текст песен и романсов, а за другую руку меня держал С. А. и движениями своей руки передавал мне ритм музыки.

Конечно, настоящей мелодии я не представляла, но ритм музыки соответствовал ритму стихов, и уже одно это доставляло мне большое удовольствие. Вероятно, С. А. это понял, потому что, как потом мне сообщила М. Н., у него был торжествующий вид человека, совершившего большое дело и гордящегося им. Конечно, ему было приятно сознавать, что он, как умел, передавал мне то, что я никогда не услышу. На следующий день после концерта я двигалась по своей комнате соответственно тому ритму, который воспринимала через руку». Разумеется, такое восприятие глухими музыки является весьма ограниченным и неполным.

Вместо мелодии они воспринимают лишь бледную схему, состоящую из ритмов и гаммы вибраций. Позднооглохшие при этом, используя следы в свое время воспринятых мелодий, благодаря представлению в какой-то степени заполняют пробелы этой схемы. Они могут видеть музыкальные сны, о чем свидетельствуют многие позднооглохшие. О. И. Скороходова, потерявшая слух в пятилетнем возрасте, музыке во сне посвящает специальное стихотворение:

,
Не мешайте, уйдите, прошу! Пусть во сне я тем звукам внимаю, Что чаруют других наяву, Пусть во сне я их прелесть познаю. Женский голос так дивно звучит — Эту песню как будто я знаю... А рояль — то как струйка журчит, То торжественно, мощно играет. Слышу пенье — и радость растет Теплотой в моем сердце усталом, — Точно мчусь я в чудесный полет, Окрыляясь мечтой небывалой. Льются звуки волна за волной, Все яснее, яснее их слышу; Как легко мне1 Что сталось со мной, Что меня поднимает все выше? Но кончается дивный мой сои. Улетают, как дым, переливы, Затихает чарующий звон, Вдаль уходнт светло и красиво. После музыки будто опять Предо мною безбрежное море: Я могла эту даль созерцать, Я могла любоваться простором. Я на лодке куда-то плыву...

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика