ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Академии художеств
По данным Т. В. Розановой, различительная...
По данным Т. В. Розановой, различительная чувствительность слуха к частоте колебаний в 20—30 раз выше вибрационной даже в диапазоне наибольшей различительной вибрационной чувствительности (от 100 до 400 гц). Вибрационную чувствительность образно называют «контактным слухом». В жизни нормальных людей она подчинена слуховой и зрительной чувствительности. Лишь в редких случаях слышащие люди используют вибрационные ощущения с познавательной целью (главным образом при обнаружении неисправностей в работе различных машин).
Вибрационные ощущения у людей с нормальным слухом, как правило, попросту заменяются деятельностью слуховой функции, поскольку они имеют одинаковое со слуховыми ощущениями информативное значение. Человеку, обладающему столь высокочувствительным органом, как слух, нет никакой необходимости пользоваться вибрационным ощущением.
Однако при нарушении слухового анализатора для вибрационных ощущений создается положение, способствующее их широкому практическому использованию, что и ведет к их дифференциации и совершенствованию. Сурдопедагоги широко используют вибрационные ощущения в процессе обучения глухих школьников звуковой речи, особенно при постановке голоса и формировании различных речевых звуков. Глухие люди широко пользуются восприятием вибраций при ориентации в окружающей действительности и при познании многих предметов, явлений и действий. Успешно используют они вибрационные ощущения и при восприятии музыкальных произведений. Прикасаясь руками к звучащему музыкальному инструменту или воспринимая вибрации другим путем, глухие испытывают эстетическое наслаждение, «слушая» таким образом музыку.
Слепоглухонемая Э. Келлер воспринимала музыку при помощи пальцев рук, которыми она прикасалась к играющему инструменту или к мембране радиоприемника. О первом концерте, «прослушанном» ею по радио, она писала: «Как велико было мое удивление, когда я открыла, что могла чувствовать не только каждое колебание, но и стремительность ритма, пульсацию и наплыв музыки. Стекание колебаний разных инструментов восхитило меня.
Я могла точно отличить корнет от рокотания барабана, низкий звук виолончели от пения скрипок. Как очаровательно протекала песнь виолончелей над низкими звуками других инструментов! И когда сквозь прибой гармонии поднялись человеческие голоса, я сейчас же узнала их. Я слышала ликующее нарастание хора, все более и более восторженное и круто стремившееся вверх, как пламя, и мое сердце затихло» .