ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Академии художеств
Слабослышащим был великий...
Слабослышащим был великий чешский композитор Б. Сметана, положивший начало новой классической чешской музыкальной школе. Интерес представляет и сообщение организатора Харьковской школы для глухих детей (1896) В. Ветухова на II Всероссийском съезде сурдопедагогов (1903) о случае, когда глухонемую девочку выучили играть на рояле. Игра этой девочки, по его словам, была совершенно правильна и настолько, вероятно, развила у нее слух, что она тотчас же замечала допущенные при игре ошибки. Ввиду такого замечательного успеха в развитии слуха у глухонемой В. Ветухов предлагал ввести в училищах глухонемых музыкальные занятия. Из опыта работы советских специальных школ для глухих и слабослышащих известно, что во многих из них существовали и существуют различные музыкально-хоровые коллективы школьников, достигающие значительного исполнительского мастерства. В 30-е годы оркестр школьников Киевской школы глухих с успехом исполнял различные вальсы и марши.
Некоторые произведения в исполнении этого оркестра передавали по местному радио. Свыше пятнадцати лет существует оркестр народных инструментов в Ташкентской школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей.
В репертуаре оркестра старинные вальсы, песни из кинофильмов, современная музыка. Коллектив музыкально-хоровой самодеятельности существовал в 50—60-х годах в Харьковской школе глухих. Автору этих строк довелось присутствовать на одном из его концертов, который оставил весьма приятное впечатление. Говоря о восприятии и воспроизведении музыки глухими и слабослышащими, необходимо иметь в виду не только слуховой анализатор, деятельность которого у таких школьников в большинстве случаев весьма ограничена, но и вполне сохранный осязательный анализатор, позволяющий в значительной степени компенсировать пробелы слуховой функции.
Глухие и слабослышащие пользуются при восприятии звуковых явлений вибрационной чувствительностью. Дело в том, что вибрационные ощущения сходны с акустическими. Источник распространения звука и вибрации один и тот же. Передача звука и вибрации по своему характеру также однотипна: звуковым волнам всегда сопутствуют вибрационные. Они являются также носителями однотипной информации.
Правда, качественные характеристики у них различны. Слуховые ощущения отличаются более высокими качественными показателями по сравнению с вибрационными ощущениями. Слуховой анализатор позволяет воспринимать значительно более широкий диапазон частот, чем кожный (слуховой — от 16 до 20 ООО колебаний в секунду; кожный — от 16 до 1600 колебаний в секунду).
Просмотров: Читать подробнее