А сколько было тревог, волнений...

А сколько было тревог, волнений перед первым концертом, в котором исполнялась «Шопениана». Сначала волнение не давало сосредоточиться, она боялась потерять счет. Очень трудно танцевать в классическом балете, не слыша музыки. Потом успокоилась. Выступление ее было прекрасным. Впоследствии ни один концерт в клубе глухих не обходился без ее участия. Театральные успехи глухих широко известны в нашей стране и за рубежом. Известный французский мим Марсель Марсо писал, что «глухой может стать актером и мимом, ибо он проникает и верит в страдания с такой остротой, которая помогает ему перевоплощаться. Жесты глухого — это его молчаливый внутренний крик...

Мимы переводят нам язык растений, рыб, животных и людей. Они перешагивают языковые барьеры». Театральное искусство глухих в нашей стране зародилось давно. Кружки художественной самодеятельности, в которых преобладали танцы и мимические сценки, создавались в училищах глухих еще в дореволюционное время.

Но подлинный расцвет театрального искусства глухих стал возможен только после Великого Октября. В трудные дни 1919 года советское искусство переживало исключительный подъем. Рождалось много новых самобытных театров. В их числе был и Московский театр глухонемых. Первые шаги театра были неуверенны.

Он просуществовал недолго. Клуб-театр был реорганизован в самодеятельный драматический коллектив. Первый большой спектакль этого коллектива — «Евгений Онегин». В труппу первого театра входили Е. Н. Мннасова, В. Б. Зворыкин, М. М. Казазян, К. П. Аптипов, М. Н. Попова, В. И. Иванов и др. В этом ансамбле особенно выделялись первые трое, которые в дальнейшем стали ведущими актерами и режиссерами, внесли большой вклад в развитие самодеятельного театра глухих в Москве. Неизменным художником-декоратором в течение нескольких десятков лет был талантливый глухой художник С. В. Коротков. В 1925 году с большим успехом проходили спектакли «Женитьба» Н. В. Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера.

В конце 20-х годов начались регулярные творческие выезды драмколлектива в различные города Советского Союза. Эти гастроли имели большое значение для развития художественной самодеятельности среди глухих всей страны.

Большой успех выпал на долю спектакля «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука. По решению секретариата ВЦСПС в январе 1938 года этот спектакль показывался в Выборгском доме культуры Ленинграда, где его смотрели две тысячи зрителей.

Просмотров: Читать подробнее

Новый подъем в развитии...

Новый подъем в развитии драматического коллектива наблюдался в послевоенные годы, с открытием Московского городского дома культуры ВОГа. В 50—60-е годы самодеятельный театр глухих поставил такие спектакли: «Под золотым орлом» Я. Галана (1959), «Барабанщица» А. Салынского (1960), «Стряпуха» А. Сафронова (1962), «Ученик дьявола» Б. Шоу (1963), «Океан» А. Штейна (1964) и др. В 1969 году Московскому самодеятельному театральному коллективу глухих было присвоено звание народного театра. Сейчас для работы Московского народного театра глухих созданы самые благоприятные условия. Театр мимики и жеста много гастролирует. Его спектакли восторженно принимали зрители Ленинграда, Киева, Риги, Львова, Алма-Аты, Горького, Новосибирска и многих других городов Советского Союза и за рубежом. Однако коллектив театра не останавливается на достигнутом, он ищет новые пути к совершенствованию и добивается глубокого воздействия на зрителя.

В практике взаимоотношений образованных глухих преобладает устно-мимический способ общения, при котором мимическая или дактильная речь сопровождает устную, облегчая тем самым ее понимание, особенно наиболее трудных слов. Этот способ общения имеет большое значение для неслышащих. Он создает необходимые условия для развития художественной самодеятельности в их среде, широко используется переводчиками общества глухих. Талантливой самодеятельной актрисой стала Евгения Николаевна Минасова. Москвичи ее хорошо знают и любят. За свою долгую сценическую жизнь она сыграла более 100 ролей.

Сыграла ярко, вдохновенно, создав жизненно верные, полнокровные образы русской и зарубежной драматургической классики. О ее игре с похвалой отзывались такие корифеи русской сцены, как А. Яблоч - кина и Е. Турчанинова. Евгения Николаевна прошла вместе с драматическим коллективом большой и трудный путь. В 1968 году общественность глухих Москвы торжественно отметила золотой юбилей актрисы. Привлекает внимание своим сценическим талантом и глухая актриса Марта Грахова. Ее роли в фильмах «Открытый мир», «Братья» глубоко волнуют зрителя, возбуждают в нем чувства глубокого уважения к ее героиням.

В фильме «Братья» одним из центральных является образ Веры. Природный физический недостаток девушки — глухота — не отдалил ее от окружающих, не ожесточил сердце, не сделал замкнутой. Образ Веры — олицетворение авторской позиции в фильме, позиции искренней взволнованности, любви к людям. Чистый и светлый образ девушки облагораживает все вокруг, и люди, окружающие ее, становятся добрее, чище, человечнее. «Богатство мимики и жеста, предельная выразительность глаз глухонемой позволяют ей донести тончайшие оттенки чувства, движений души до сердца зрителя».

Просмотров: Читать подробнее

Режиссер фильма «Братья» В. Шукшин...

Режиссер фильма «Братья» В. Шукшин рассказывал: «Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это прирожденная актриса, способная «уловить» авторскую мысль и точно, правдиво передать ее. На мой взгляд, ей удалось сжиться со своей героиней, понять ее мысли и переживания, передать ее душевную теплоту, чистоту и очарование юности...». Образцом мужества и оптимизма в достижении театрального мастерства на сцене Малого театра СССР является Александр Алексеевич Остужев. Оглохший в расцвете сил, он не бросил сцепы, а с еще большей энергией отдался работе. «Труд его был поистине героическим,— писал народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. И. Царев.

— Теперь он заучивал наизусть не только свою роль, но и роли партнеров. Играя в спектакле, он мысленно проигрывал их роли, по губам ловил последнюю реплику и точно попадал с ответом. Трудно было, не слыша себя, соразмерять звук голоса, но Остужев громадной работой преодолел и эту трудность.

Зритель, захваченный неповторимым искусством Остужева, даже предположить не мог, что на сцене играет глухой артист». Будучи абсолютно глухим, Александр Алексеевич Остужев создал на сцене свои лучшие образы.

Как свидетельствуют М. И. Царев, Л. Д. Снежницкий, работавшие вместе с Остужевым, в 1935 году он создал образ Отелло, ставший театральным событием, триумфом А. А. Остужева. Оценивая остужевского Отелло, Ю. Айхенвальд в газете «Советская культура» от 26 апреля 1974 года отмечал: «Это был не только личный триумф артиста, но и триумф его школы, школы Ленского, школы Малого театра, еще раз доказавшей свою жизненность. Остужев создал Отелло, которого никогда еще не было на русской сцене.

Это был не ревнивец, не Отелло, обезумевший от ярости, ибо его доверие было обмануто, — это был справедливый Отелло. Отелло — судья». «Исключительной силы чувства» и «в то же время ледяной сосредоточенности и покоя» требовал от себя Остужев в пятом акте. Ибо для его Отелло убийство Дездемоны было актом «идейной мести и личной жертвы, звеном в служении человечеству... («обманула меня — обманет и других»)- Но те, кто слышал негромкий и горестный вопль остужевского Отелло над телом Дездемоны: «О Дездемона, мертвая!»,— те помнят, как трагически несчастен был этот судья».

Партнером Остужева по сцене была М. Н. Ермолова. Она любила играть с Остужевым, высоко ценила его редкое дарование и часто, играя Кручинину, говаривала: «Он настоящий мой сын в этой роли».

Просмотров: Читать подробнее

«В роли Пезнамова, — писал...

«В роли Пезнамова, — писал М. И. Царев, — уже порядком заигранной к тому времени, Остужев силой своего таланта находил новые, яркие краски, открывал перед зрителем благородство, смелость, душевную чистоту и то постоянное стремление к лучшему, что составляет неотъемлемое качество подлинного человека». В трагической роли Освальда, молодого художника, пораженного неизлечимым недугом, Остужев показывал не одно только страдание, но и силу духа, мужественную душу человека, любящего солнце и свет, вынужденного умирать из-за преступлений своих предков. Народная артистка СССР Е. Д. Турчанинова свидетельствует: «В роли Освальда в «Привидениях» Ибсена он был проникновенен и велик; своими страданиями Освальд близок был Остужеву, тоже страдавшему от своего недуга. Остужев тонко и верно передавал каждое психологическое движение обреченного Освальда, но Освальд Остужева, несмотря на обреченность, любит жизнь и утверждает ее». Все это было результатом героического труда, которому он отдавался до самозабвения. В статье «Труд побеждает» А. А. Остужев писал: «Меня как-то спросили: что такое счастье? Я на это ответил: по-моему, счастье — это делать свое любимое дело.

Таково мое глубочайшее убеждение, выстраданное и подтвержденное всем моим опытом. ...Чего не может сделать труд, когда отдаешься ему беззаветно и вносишь в него дисциплину и настойчивое постоянство! В моей жизни труд победил такое несчастье, такую катастрофу, которая должна была покончить со мной, как с актером...

Передо мной стоял выбор: уйти из театра, оставить навсегда сцену или победить свое несчастье. Но если победить, то как? Разумеется, трудом, только упорным трудом» . А. А. Остужев был подлинно народным артистом, художником, трибуном своей эпохи. Как рассказывает М. И. Царев, «он приходил в театр ранним утром и один перед пустым зрительным залом пробовал роль, снова и снова выверяя интуицией художника каждый звук своего голоса, каждое движение, ища наибольшей искренности и выразительности движений .

Отечественная война застала артиста за подготовкой роли короля Лира. Он прервал эту работу. Стихи В. И. Лебедева-Кумача «Идет война народная, священная война» впервые, еще до того, как стали песней, прозвучали по радио в исполнении Александра Остужева. В газете «Челябинский рабочий» приведены слова артиста: «Каждый гражданин, если не может быть красноармейцем, обязан служить красноармейцу».

Просмотров: Читать подробнее

Театральный подвиг Народного...

Театральный подвиг Народного артиста СССР А. А. Остужева очень проникновенно и тепло воспевает глухой поэт и ученый Б. Комашинский в посвященном ему стихотворении. Занавес.... У встреченной актрисы Жалость в беглом взоре уловив, Он, пройдя поспешно за кулисы, Сел, лицо ладонями закрыв... Глухота! Нет пытки изощренней Для певца, когда он полон сил1 Сколько раз со сцены освещенной Он как победитель уходил.

Позади — театры всей Европы, Позади — рукоплесканий шквал... А теперь ползет вдогонку шепот: «Снова сбился... Еле ие сорвал...» На каком предельном напряжеиьи Ои играл — ие стоит объяснять. Лишь бы зритель слушал с наслажденьем, Лишь бы зал рукоплескал опять!

А года идут — уже за сорок. Может, сбросить эту тяжесть с плеч И уйти?.. ...Уйти? Ему, который Мог сердца игрой своей зажечь? Нет, пока еще ои людям нужен — Не согнет колени пред бедой! «К. выходу!

» И вновь встает Остужев, С глухотою принимая бой. Старейшим самодеятельным театром глухих на Украине является Киевский народный театр. Основан он в 1928 году. За время своего существования театр поставил свыше 170 спектаклей, исполнил сотни концертных программ. Заслугой театра является то, что он первым среди самодеятельных коллективов обратился к жанру мимической пантомимы. В 1963 году этому коллективу было присвоено высокое звание народного театра. Но популярность он завоевал значительно раньше.

В апреле 1941 года на всесоюзном смотре театральной самодеятельности драматический кружок Киевского дома культуры глухих занял первое место среди самодеятельных драматических коллективов Киева. Больших успехов добился этот коллектив в послевоенные годы.

В 1949 году ему было присвоено звание драматической студии. Театр глухих успешно выступал на различных смотрах, олимпиадах, занимая, как правило, призовые места. Он гастролировал в Москве, Минске, Риге, Тбилиси, Баку, во всех областных центрах Украины.

В 1970 году на базе этого коллектива был создан профессиональный театр мимики и жеста «Радуга». Это второй профессиональный театр для глухих в СССР. Первоначально в состав труппы театра мимики и жеста входило 35 артистов, из которых ни один не учился в театральной студии.

Поэтому в театре установлен такой режим: вечером артисты работают над спектаклями, а

Просмотров: Читать подробнее

Днем овладевают мастерством...

Днем овладевают мастерством под руководством опытных педагогов. Упорная и целенаправленная работа коллектива обеспечила ему успех. Театр «Радуга» пользуется популярностью среди зрителей не только Киева, но и других городов Советского Союза. Его гастроли проходили с большим успехом, о чем свидетельствуют многочисленные рецензии. Успехом у зрителей пользуется Одесский народный театр глухих, выросший на базе кружка художественной самодеятельности в 1934 году. Из года в год театр рос и мужал, его труппа пополнялась талантливой молодежью. Наряду с драматическими спектаклями, театр поставил ряд балетов.

Одесский народный театр много гастролирует, принимает активное участие в смотрах, олимпиадах. Работу театра высоко оценили известные украинские советские драматурги, в частности Н. Зарудный и М. Стельмах, присутствовавшие на постановках своих пьес в исполнении этого творческого коллектива. Больших успехов достиг и Львовский народный театр глухих, основанный в 1948 году. Самодеятельные драматические и танцевальные коллективы имеются почти при всех домах культуры глухих. Только в Украинской ССР их насчитывается около 200. Смотры художественной самодеятельности, которые проводятся через каждые два года, как правило, становятся демонстрацией творческих сил народных талантов. Проводятся также республиканские смотры самодеятельных кинофильмов.

Глухие проявляют способности и таланты во многих отраслях культуры и искусства, они принимают активное участие в работе клубов, дворцов и домов культуры. Эта деятельность имеет большое компенсирующее значение.

Все изложенное убедительно свидетельствует о чрезвычайно больших возможностях глухих и слабослышащих людей в области театрально-концертной деятельности. Смысл и значение этого вида деятельности состоит не только в приобщении неслышащнх людей к искусству и в эстетическом воспитании их, но и в больших компенсаторных резервах.

Артистическая деятельность воспитывает у глухих веру в свои возможности, страстное стремление к преодолению трудностей и препятствий, неминуемо возникающих у них в связи с нарушением слуховой функции.

Просмотров: Читать подробнее

Статистика

    Яндекс.Метрика