ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Академии художеств
Режиссер фильма «Братья» В. Шукшин...
Режиссер фильма «Братья» В. Шукшин рассказывал: «Марта Грахова обладает замечательным чувством драматического. Это прирожденная актриса, способная «уловить» авторскую мысль и точно, правдиво передать ее. На мой взгляд, ей удалось сжиться со своей героиней, понять ее мысли и переживания, передать ее душевную теплоту, чистоту и очарование юности...». Образцом мужества и оптимизма в достижении театрального мастерства на сцене Малого театра СССР является Александр Алексеевич Остужев. Оглохший в расцвете сил, он не бросил сцепы, а с еще большей энергией отдался работе. «Труд его был поистине героическим,— писал народный артист СССР, Герой Социалистического Труда М. И. Царев.
— Теперь он заучивал наизусть не только свою роль, но и роли партнеров. Играя в спектакле, он мысленно проигрывал их роли, по губам ловил последнюю реплику и точно попадал с ответом. Трудно было, не слыша себя, соразмерять звук голоса, но Остужев громадной работой преодолел и эту трудность.
Зритель, захваченный неповторимым искусством Остужева, даже предположить не мог, что на сцене играет глухой артист». Будучи абсолютно глухим, Александр Алексеевич Остужев создал на сцене свои лучшие образы.
Как свидетельствуют М. И. Царев, Л. Д. Снежницкий, работавшие вместе с Остужевым, в 1935 году он создал образ Отелло, ставший театральным событием, триумфом А. А. Остужева. Оценивая остужевского Отелло, Ю. Айхенвальд в газете «Советская культура» от 26 апреля 1974 года отмечал: «Это был не только личный триумф артиста, но и триумф его школы, школы Ленского, школы Малого театра, еще раз доказавшей свою жизненность. Остужев создал Отелло, которого никогда еще не было на русской сцене.
Это был не ревнивец, не Отелло, обезумевший от ярости, ибо его доверие было обмануто, — это был справедливый Отелло. Отелло — судья». «Исключительной силы чувства» и «в то же время ледяной сосредоточенности и покоя» требовал от себя Остужев в пятом акте. Ибо для его Отелло убийство Дездемоны было актом «идейной мести и личной жертвы, звеном в служении человечеству... («обманула меня — обманет и других»)- Но те, кто слышал негромкий и горестный вопль остужевского Отелло над телом Дездемоны: «О Дездемона, мертвая!»,— те помнят, как трагически несчастен был этот судья».
Партнером Остужева по сцене была М. Н. Ермолова. Она любила играть с Остужевым, высоко ценила его редкое дарование и часто, играя Кручинину, говаривала: «Он настоящий мой сын в этой роли».