Весьма благоприятные...

Весьма благоприятные условия для дальнейшего развития советской сурдопедагогики создались после Великой Отечественной войны. Советская сурдопедагогика в этот период добилась значительных успехов в решении основных проблем теории и практики коммунистического воспитания детей с недостатками слуха. Исследования советских сурдопедагогов (А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Р. М. Боскис, Ф. Ф. Payи др.) получили широкое признание и практическое применение не только в нашей стране, но и за ее пределами. На их основе сформировалась советская система обучения глухих. Осуществление всеобщего обязательного обучения глухих детей, успешная борьба с глухотой и ее последствиями создали реальные условия для осуществления в СССР дифференцированного обучения детей с недостатками слуха. Практически все глухие дети имеют возможность учиться в специальной школе.

В последние годы все больше внимания уделяется специально организованному обучению слабослышащих детей, которые зачастую, обучаясь в массовых школах, пополняют ряды неуспевающих и второгодников. Иногда слабослышащие дети ошибочно попадают и во вспомогательные школы, где они также оказываются неуспевающими, ибо специфика учебно-воспитательного процесса там рассчитана на умственно отсталых детей.

Существующая в нашей стране сеть разнообразных типов специальных школ позволяет обеспечить дифференцированное обучение детей с различной степенью глухоты и речевого развития. Это создает наиболее благоприятные условия для полного использования потенциальных возможностей развития детей с недостатками слуха.

Актуальным является также вопрос обеспечения раннего специального воспитания и обучения детей с недостатками слуха. В условиях специально организованного раннего воспитания глухой ребенок всесторонне развивается, а главное, овладевает звуковой словесной речью в наиболее благоприятных (из возможных) условиях.

В специальных дошкольных заведениях речь развивается у глухих детей более естественно, а речевые навыки оказываются более прочными. При поступлении таких детей в школу нет необходимости перестраивать их динамический стереотип, как это бывает в тех случаях, когда глухие дети поступают в школу без специальной подготовки. Осуществление всеобщего дошкольного воспитания детей с недостатками слуха позволит значительно повысить эффективность и результативность учебно-воспитательного процесса в специальных школах.

Именно поэтому борьба за осуществление всеобщего дошкольного воспитания детей с недостатками слуха — одна из наиболее важных задач советской сурдопедагогики.

Просмотров: Читать подробнее

Чрезвычайно актуальной...

Чрезвычайно актуальной является проблема дальнейшего повышения образовательного уровня специальных учебно-воспитательных заведений. В условиях современной научно-технической революции и осуществления в нашей стране всеобщего среднего образования эта задача приобретает особый смысл и значимость. В серьезном улучшении нуждается дидактическая система, используемая в специальных школах. Преимущественное применение словесных методов обучения не оправдывает себя.

Сурдопедагог обязан использовать методы и средства, максимально способствующие развитию активности школьников в процессе выполнения ими учебных, трудовых и игровых задач. Необходимо, чтобы изучение каждого предмета не только опиралось на предыдущий жизненный опыт глухих детей, но и создавало бы новые возможности для активного участия их в жизни, чтобы дети ощущали потребность в знаниях, которыми вооружает их школа. Существенно важно, чтобы каждая поставленная перед школьниками задача была мотивирована. Это требует искоренения всех проявлений формализма в сурдопедагогической практике.

Необходимо также обеспечить прочные взаимосвязи между изучением общеобразовательных предметов и трудовым обучением, повысить развивающий характер и уровень уроков труда. Ведущее место труд должен занять и в системе воспитательной работы. Сочетание обучения с производительным трудом учащихся — важнейший принцип социалистической педагогики. Последовательная реализация его создает условия для наиболее полного использования возможностей всестороннего развития детей с недостатками слуха.

Президент Академии педагогических наук СССР В. Н. Столетов, рассматривая актуальные вопросы трудового воспитания молодого поколения, отмечает: «Сегодня соединение образования с производительным трудом и производительного труда с образованием стало особо необходимым. Все более ясной становится историческая тенденция научно-технической революции — превращение труда в творческую самодеятельность» .

Просмотров: Читать подробнее

Заметный вклад в становление...

Заметный вклад в становление советской системы обучения глухих внесли исследования С. А. Зыкова, посвященные первоначальному обучению глухих учащихся языку. Указав на ошибочность традиционного обучения глухих детей речи через изучение языка, он обосновал новую систему обучения глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. Нельзя обучить глухих детей языку «для себя», для «внутреннего употребления», они должны овладевать им для общения с другими людьми, и только в этом случае усвоенный ими язык станет орудием их собственного мышления. «Сначала речь для других, выполняющая коммуникативную функцию, потом уже она становится речью для себя» — это положение С. А. Зыкова имеет принципиально важное значение для сурдопедагогики.

Реализация принципа коммуникации, положенного в основу советской системы обучения языку, потребовала коренной перестройки всей дидактической системы обучения глухих детей. Разрабатывая новую дидактическую систему обучения глухих детей, способствующую наиболее эффективному развитию их познавательной деятельности, С. А. Зыков руководствовался положениями советской психологии об особенностях формирования умственных действий. Один из ведущих советских психологов А. Н. Леонтьев убедительно доказал, что в основе формирования умственных действий лежит «механизм инте риоризации внешних действий» , что «первоначально внутренние, теоретические процессы выделяются внутри внешней деятельности и лишь затем превращаются в особый вид деятельности» . Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом его деятельности. Центральным звеном в новой системе обучения глухих является организация педагогически целесообразной деятельности школьников.

С. А. Зыков по этому поводу писал: «Чтобы обеспечить активность и самостоятельность школьников, необходимо организовать их деятельность. Вне деятельности нет ни активности, ни самостоятельности» . Таким образом, «связь с деятельностью — это не методический прием, а руководящий принцип в системе обучения глухих детей». Причем для глухих школьников деятельность не должна быть чисто интеллектуальной.

Они остро нуждаются в наглядно-практической деятельности. Правильно организованная наглядно-практическая деятельность оказывается важной и как источник знаний, и как средство активизации познавательного процесса. Деятельность, включаемая в учебный процесс, должна оцениваться с точки зрения ее развивающей роли.

Просмотров: Читать подробнее

Обосновывая педагогическую...

Обосновывая педагогическую целесообразность широкого использования в обучении глухих предметно- практической деятельности, С. А. Зыков отмечал, что она, «первоначально обратившая на себя внимание в качестве средства, от которого зависит повышение самостоятельности и активности глухих школьников, воспитание у них практических навыков, реализация ведущего принципа в обучении языку (связь с деятельностью), при ближайшем рассмотрении, оказывается, содержит и иные чрезвычайно важные свойства: использование этой деятельности создает условия для преодоления «скачков» в развитии познавательной деятельности, а также и в содержании обучения». Глухие до школы развиваются главным образом за счет практической деятельности. Однако, переступив порог школы, они зачастую лишаются этого. Процесс развития здесь переносится в чисто интеллектуальный план. Такой скачок, разумеется, не может не сказываться на успешности обучения.

Широкое использование деятельности как средства обучения среди других путей, указывает С. А. Зыков, конечно, ни в коей мере не означает использования того, что предлагают прагматисты и инструменталисты. «В нашем понимании роли учебной деятельности,— писал он,— все принципиально иное.

Здесь предполагается не увод школьников в практику, в личный опыт, а использование деятельности для активизации познания окружающего; не сведение педагогического процесса к «деланию», а использование деятельности в системе средств обучения; не простое приспособление к жизни через «делание», а привлечение практики для общего развития детей, для обучения их знаниям. Здесь предполагается не сообщение клочков сведений из разных областей, а усвоение школьниками системы знаний» . В настоящее время глухие имеют возможность получить не только общее среднее образование (неполная средняя школа для них — обязательна, а средняя — доступна каждому, кто имеет возможности и способности), но значительная часть из них получает высшее и среднее специальное образование. Возможность получения глухими не только среднего, но и высшего образования признавали прогрессивные сурдопедагоги еще в конце XIX века. Однако благотворительно-филантропические условия существования единичных специальных училищ для глухих детей в дореволюционной России, инвалидно-призренческая направленность их деятельности являлись непреодолимым препятствием для реализации прогрессивных взглядов отечественных сурдопедагогов на возможности развития глухих и слабослышащих.

Просмотров: Читать подробнее

«Я живу хорошо!»

Тася Щербинина — одна из лучших работниц учебно - производственного предприятия. После работы она ходит в кино, клуб, вышивает, много читает, помогает матери. И поэтому ее слова: «Я живу хорошо!

»--не бравада. Они имеют глубокий смысл и значение. Выражая искреннее восхищение подвигом Таси Щербининой, Герой Советского Союза Л. Маресьев в письме к ней писал: «Твое упорство, сила воли, желание жить победили малодушие, дали тебе силы, выдержку, и ты не только победила смерть, но и завоевала жизнь.

Я понимаю тебя очень хорошо, ибо мне тоже пришлось пережить потерю ног. У меня было очень много отчаянных минут, но желание во что бы то ни стало жить, бить врага и впоследствии быть полезным своей прекрасной Родине, своему народу дало мне силы победить смерть. Я счастлив за тебя, что ты, несмотря на физические недостатки, живешь полной жизнью, направляешь свою энергию и отдаешь свои силы на благо народа, на благо пашей прекрасной Родины. За это стоит бороться, ибо наши советские люди, объединенные в одну общую семью, открывают замечательные перспективы всему человечеству— жить без войны, овладевать космосом, дать коллективу счастливую, радостную жизнь.

Что может быть прекраснее, чем служение народу! И я хорошо понимаю врачей, которые вырвали тебя из когтей смерти и сказали: «Все в порядке, ты будешь жить». Вначале, конечно, ты не могла понять, как ты можешь жить, отчаяние мешало тебе разобраться в новой обстановке. Но постепенно, видимо, ты начала осознавать, что жить надо и ты можешь быть полезной людям. Вот это сознание и вернуло тебе то, что казалось ранее потерянным навсегда!

». В ряде случаев глухие не только не уступают слышаще-говорящим рабочим, но даже превосходят их. Интересный эксперимент был проведен в США. В одном из отделов Национального банка в Нью-Йорке работает 20 глухих служащих. Этот отдел оборудован электронной аппаратурой, которая создает много шума н отрицательно влияет на работоспособность слышащих банковских работников. В связи с этим и было принято решение—пригласить на работу глухих специалистов. Они работают успешнее, чем их слышащие предшественники.

Значительный интерес представляет выступление дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта А. С. Елисеева на Всесоюзном семинаре-совещании председателей комиссий советов и комитетов профсоюзов по работе среди глухих. Он сказал: «До того времени, пока я непосредственно не столкнулся с глухими, у меня, как и у многих людей, было о них несколько превратное представление, основанное на чисто внешнем впечатлении. Близко познакомиться с глухими мне довелось в аудиториях института,— я учился в Московском высшем техническом училище имени Баумана. К моему удивлению, как, впрочем, и моих сокурсников, неслышащие студенты не просто усваивали сложные технические дисциплины, но и были в числе наиболее успевающих в учебе, в числе отличных спортсменов, хороших друзей.

Просмотров: Читать подробнее

Благоприятные условия...

Благоприятные условия для получения глухими людьми всестороннего воспитания и образования, для овладения современными специальностями создались только после Великой Октябрьской социалистической революции. Реализация всеобщего обязательного обучения глухих и слабослышащих, разносторонняя деятельность общества глухих, включение в производительный и квалифицированный труд наравне со слышаще-говорящими людьми открыли большие возможности для развития познавательной деятельности людей с недостатками слуховой функции. С особой наглядностью это проявилось в получении глухими и слабослышащими высшего образования и в приобщении их к научной деятельности. Советская дефектология руководствуется положением Л. С. Выготского о том, что компенсация физических недостатков у людей осуществляется главным образом путем их развития. В развитии же личности существенную роль играет обучение, в процессе которого учащиеся приобретают знания, умения и навыки. О роли знаний в развитии аномальной личности говорили многие специалисты. В частности О. И. Скороходова, исходя из личного опыта, отмечала: «Я рано поняла неоспоримую истину: для слепых, глухонемых и слепоглухонемых знания — все. Кто владеет знаниями, тому доступно все в жизни».

Аналогичные мысли можно найти и в высказываниях глухих. Вот некоторые из них. Ученица VIII класса Пензенской школы-интерната для глухих детей Алла Субботина в своем сочинении написала: «Я люблю читать книги, потому что я не слышу, а хочу много знать, хочу хорошо учиться. Без книг никогда не будешь умной». На большое значение чтения в развитии глухого указывает и глухой инженер Б. Комашинский, по мнению которого действительно грамотными людьми из рано оглохших становятся только те, кто много читает.

«Много читая, глухой не только приобретает запас слов, но и привыкает связно и грамотно излагать свои мысли, — пишет Б. Комашинский. — А без любви к книге, к чтению никакой программой и методикой обучения языку не добиться того, чтобы ученик стал действительно грамотным и после школы мог свободно общаться с окружающими. И поменьше иждивенческих навыков, поменьше мелочной опеки, питающей умственную лень!». Б. Комашинский отмечает, что «глухому человеку поневоле приходится суживать сферу общения», поэтому он советует школьникам с недостатками слуха любить книги, научиться «не просто «почитывать», а овладевать сокровищами, в них заключенными» Первым шагом глухих в науку явилось создание группы при рабфаке имени Я. М. Свердлова в 1929 году.

Просмотров: Читать подробнее

Статистика

    Яндекс.Метрика