Синтезируя свои соображения...

Синтезируя свои соображения по данному вопросу, Р. М. Боскис приходит к выводу, что «в процессе специального обучения сохранные анализаторы «изощряются» на основе их теснейшего взаимодействия. Включение второй сигнальной системы оказывается возможным с помощью учителя — человека слышащего и потому способного вырабатывать у ученика временные связи, лежащие в основе второй сигнальной системы. А вторая сигнальная система с ее отвлекающей и обобщающей функцией, с ее высшей регулирующей ролью при правильном использовании ее связи с первой сигнальной системой служит могучим источником компенсации дефектного акустического анализатора» . Разумеется, условия и возможности развития у тотально и частично глухих различны. И. П. Павлов отмечал: «Если же остались клочки анализатора, часть его уцелела от разрушения, тогда соотношение между организмом и внешней средой в данной области ее явлений остается, но в самой общей форме. И затем, чем больше уцелел анализатор от разрушения, чем больше он остался неповрежденным, тем лучший и более тонкий анализ он может еще производить.

Словом, раз дело идет здесь о той или иной поломке анализатора как механизма, то и понятно, что чем больше этот анализаторный прибор поломан, тем меньше и хуже он служит» . Врачи и педагоги неоднократно указывали на своеобразие познавательной деятельности детей с частичными недостатками анализаторов. Так, известный русский отоларинголог В. Фармаковский еще в 1911 году отмечал, что «страдающее несовершенством слуха лицо не только слышит меньше, чем люди, обладающие нормальным слухом, но и слышит не то, что они. Разница заключается не в одном количестве ощущений, но и в их качестве. Влияние глухоты весьма разнообразно отражается на всей вообще природе лица, страдающего этим недостатком, как физической, так и психической, и тем существеннее, чем ранее глухота приобретена, в особенности же, когда она прирожденна.

Словом, глухота не есть только ограничение круга звуковых ощущений, а есть психофизическая картина» .


Теги: Синтезируя

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика