ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Обучение
Компенсаторные явления необходимо...
Компенсаторные явления необходимо рассматривать в связи с конкретными условиями окружающей среды как биологической, так и социальной. Во всех случаях нарушения функции, отмечает А. М. Знмкина, мы имеем дело с триадой, в которую входят: 1) характер нарушения структуры и функции; 2) характер осуществляемой деятельности, стимулирующей развитие определенных систем временных связей и вызывающей соответствующую перестройку впутрицентральных отношений и 3) компенсация как результат динамического взаимодействия этих факторов, но, в свою очередь, оказывающая влияние на патологический процесс. При отсутствии деятельности компенсация никогда не разовьется несмотря на наличие патологического процесса. Необходимо иметь в виду, что проблема компенсации в дефектологии, имея много общего с медицинской компенсацией, в то же время принципиально отличается от нее. В медицине компенсация состоит прежде всего в замене (полной или частичной) функций одних (нарушенных) органов функциями других (сохранных) органов. В дефектологии же мы имеем дело с принципиально иным явлением. Здесь компенсация затрагивает значительно более широкий круг явлений.
Собственно говоря, в данном случае речь идет о компенсации (восстановлении) личностных (общественно-личностных) функций человека, а не его отдельного органа. Ведущую роль в компенсаторной приспособляемости человека играет деятельность второй сигнальной системы. И здесь громадное значение имеет «установка на труд, на борьбу с дефектом или уход в болезнь» . В ряде случаев она оказывает решающее влияние на развитие компенсации. Существенна в этом процессе и роль фактора подкрепления: в зависимости от индивидуальных особенностей и внешних обстоятельств он может иметь и положительное, и отрицательное влияние.
Проблемой компенсации занимались многие советские дефектологи (Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, М. И. Земцова, С. А. Зыков, А. Г. Литвак, А. И. Мещеряков, И. А. Соколянский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, А. В. Ярмоленко и др.).