ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Специальные школы
Основным условием...
Основным условием полноценного развития глухонемых Я. К - Цвейфель считал усвоение ими речи. «Говорящему глухонемому» открыты почти все пути для «коллективно-согласованной» деятельности с обществом слышащих людей, которые формируют «более совершенный тип его психической структуры». Развитие речи и развитие интеллекта протекают у глухонемых в диалектическом единстве, что является самым существенным условием компенсации их дефекта. Советские ученые, руководствуясь марксистско-ленинской теорией отражения и данными физиологического учения И. М. Сеченова и И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, внесли заметный вклад в научное обоснование проблемы компенсации поврежденных органов. Принципиально важное значение для сурдопедагогики имеют высказывания И. М. Сеченова об обучении глухонемых детей звуковой словесной речи, в частности о том, что при этом «процесс остается прежним» .
Это указание приобретает особый смысл, если учесть, что традиционная сурдопедагогика придерживалась иной точки зрения, усматривая главную специфику в обучении глухих детей языку именно в том, что этот процесс здесь якобы прямо противоположен норме. Существенное значение для сурдопедагогики имеет и учение И. П. Павлова о чрезвычайной пластичности высшей нервной деятельности. Он исходил из того, что человек—«единственная по высочайшему саморегулированию система, сама себя поддерживающая, восстановляющая и даже совершенствующая.
Раскрытию механизма компенсации способствует павловское учение об анализаторах. В процессе экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных И. П. Павлов пришел к выводу, что «большие полушария есть совокупность анализаторов, которые разлагают сложность внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы и моменты и затем связывают разложенные таким образом анализированные явления с той или иной деятельностью организма» . Нервная система является, но существу, целой коллекцией анализаторов. Исследуя деятельность анализаторной системы, И. П. Павлов внес существенные уточнения в традиционные взгляды на локализацию функций психической деятельности в коре головного мозга. Он отмечал, что в коре полушарий, кроме специальных областей разных анализаторов, имеются еще и «запасные элементы их, рассеянные по всей массе полушарий».