ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ...
В творчестве талантливой...
В творчестве талантливой глухой поэтессы Галины Швец, закончившей дефектологический факультет Киевского пединститута им. А. М. Горького в 1957 году и работающей преподавателем русского языка и литературы в Винницкой школе рабочей молодежи № 28, звучит глубокий патриотизм, жгучее желание внести и свою лепту в общий труд советского народа. Читая полные оптимизма строки Галины Швец, забываешь, что их написал человек, лишенный возможности слышать чарующий мир звуков, живую речь. Галина Швец вкладывает в свою педагогическую работу всю душу. «Каждое новое слово, усвоенное учениками,— писала она, — это частица моего счастья» . Она очень много работает над собой, систематически пополняет свои знания, главным источником которых стала книга. Об этом она пишет в стихотворении «Родник»: Я помню лесную, залитую солнцем полянку, Где в зелени пышной пестрели головки цветов... Мы летом спешили туда, к ручейку, спозаранку.
Он тихо струился под сводом тенистых дубов. Набегавшись, дети садятся в кружок, отдыхают И жаркие споры ведут меж собой иногда. Одни говорят, что в жару ручеек высыхает, Другие — что в нем никогда не иссякнет вода. Те споры ребячьи на мысли меня натолкнули, Что книги ■— такой же, со свежей струею, родник. Потерянный слух мне любимые книги вернули, И мир предо мною обширный и яркий возник. Родной свой язык я без книг никогда бы ие знала.
Учителем, другом, советчиком книга была. Как с матерью, с нею беседовать я привыкала, Она мне и силу, и веру, и счастье дала.
Я часто, бывало, допоздна листала страницы, Где судьбы сплетались, душою моей завладев. И слезы порой на мои набегали ресницы, А в сердце волной поднимались то радость, то гнев. И горе людское, и счастье я жадно впивала, В неведомый край уносилась свободной мечтой.
Свои же невзгоды над книгой легко забывала, Она научила бороться с неверьем,. с тоской... Бессонных ночей провела я над книгой немало. Но мне никогда пожалеть не случалось о том: Хорошая книга мне-с детства далекого стала Прозрачным и чистым, с целебной водой, родником.
Внимания заслуживает история жизни винницкого глухого поэта Николая Нырова. В девятилетнем возрасте скарлатина не только лишила его слуха, но н парализовала. Четыре года он был прикован к постели. Лишенный возможности двигаться, Коля очень много читал.
Книги помогали ему, звали к жизни. Он стал бороться с недугом: более здоровой рукой разгибал другую руку иhofh. Детство и юность ушли на эту нелегкую борьбу Воля победил а: он стал.. ходить, хоть - и хромая. Но болезнь, война, смерть отца помешали ему учиться: пришлось работать в колхозе, в артелях.
Затем Николай поступил на работу на Богодуховскую обувную фабрику.