В 1970 году в журнале...

В 1970 году в журнале «Жизнь глухих» была опубликована статья об Александре Викторовиче Голубковиче. В детстве он заболел скарлатиной и в значительной степени потерял слух. Учился в Московской школе для слабослышащих детей, которую закончил с золотой медалью. Затем закончил Московский институт химического машиностроения, аспирантуру и в 1967 году стал кандидатом технических наук. В 1973 году кандидатом биологических наук стала Галина Ллександрозна Зверева, бывшая ученица Московской школы для слабослышащих детей. Среднюю школу Галина закончила с золотой медалью и поступила на биофак МГУ. По успеваемости Галя была одной из лучших студенток группы. Она принимала активное участие в общественной жизни факультета, была активным участником хореографического ансамбля МГУ, занималась спортом.

Звереза получила диплом с отличием и стала работать в Институте экспериментальной биологии АМН СССР вначале старшим лаборантом, затем младшим научным сотрудником. Интересы ее многогранны. Уже работая в институте, она закончила факультет живописи Строгановского училища, в короткое время изучила английский язык, чтобы читать необходимую научную литературу. Достоин уважения путь к науке и творчеству доцента кафедры теории авиационных двигателей Казанского азиационного института, кандидата технических наук Владимира Ивановича Домрачева. В раннем детстве он переболел менингитом и потерял слух. Это был тяжелый удар.

Однако со временем катастрофичность его положения начала вытесняться интересом к жизни. Успешно закончив школу, Володя решил поступить в Казанский строительный институт, но его не приняли из-за глухоты. Домрачев поступил учеником в мастерские и быстро овладел мастерством столяра, слесаря, токаря. Однажды Владимира вызвали в контору и предложили отремонтировать рули высоты в самолете, с чем он прекрасно справился. Летчиком, которому Домрачев ремонтировал самолет, оказался Герой Советского Союза М. В. Водопьянов.

В 1933 году Домрачев подал заявление о приеме в Казанский институт инженеров коммунального строительства и был зачислен. В 1940 году Владимир Иванович вновь становится студентом, на этот раз Казанского авиационного института. Его приняли на третий курс.

В годы войны день Владимира Ивановича был насыщен до предела: 5—6 часов учебы в институте и 9—10 часов работы на производстве. И все же он выкраивал время и для работы в Научном студенческом обществе. В 1942—1943 гг. он выступил с научными сообщениями, которыми заинтересовались не только преподаватели института, но и сотрудники Академии наук СССР.

Просмотров: Читать подробнее

В 1943 г. В. И. Домрачев получил...

В 1943 г. В. И. Домрачев получил второй диплом с отличием. В 1952 году Домрачев защитил кандидатскую диссертацию, стал старшим преподавателем. Как и все, он читает лекции, принимает экзамены. Его отличает лишь наличие переводчика, ведь глухота не прошла. Владимир Иванович владеет двумя иностранными языками: немецким и английским.

Он много читает, знает наизусть много стихов, увлекается охотой. Владимир Иванович наряду с разнообразной педагогической деятельностью ведет большую научно-исследовательскую работу. Он — автор пятидесяти научных трудов. Часто выступает з качестзе официального оппонента на защитах диссертаций. Многие из его учеников уже стали докторами и кандидатами технических наук. Сам он напряженно работает над завершением докторской диссертации.

Галпй Касимович Байков, потерявший слух в школьные годы, стал кандидатом сельскохозяйственных паук. Вся его деятельность связана с Башкирским филиалом Академии наук СССР. Его работы о развитии пчеловодства в Башкирии высоко оценены научной общественностью. Недавно Г. К. Байков успешно защитил докторскую диссертацию.

Примером мужества является и жизнь академика Михаила Петровича Чумакова. Молодой микробиолог с группой ученых из Москвы приехал на Дальний Восток. Они искали возбудителя энцефалита, которым болели многие лесорубы, топографы, геологи — люди, профессия которых так или иначе связана с лесом.

Ученые установили, что энцефалит вызывается вирусом. Чумаков искал сыворотку для борьбы с энцефалитом.

Во время опытов ученый сам заразился энцефалитом и после продолжительной болезни оглох. Правая рука была парализована. На несколько лет Чумаков был отстранен от экспедиций. Но он не сдался: Через два Года поехал на Урал, где снова проводил исследования по изучению клещевого энцефалита.

Затем М. П. Чумаков увлекся новой проблемой — борьбой с полиомиелитом. В 1955 году он организовал и возглавил институт по изучению полиомиелита.

Просмотров: Читать подробнее

Герой Социалистического...

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной и Ленинской премий крупнейший советский ученый в области паразитологии Евгений Николаевич Павловский сумел преодолеть барьер глухоты и заслужить мировое признание. Теория Павловского о циркуляции вируса в природе получила мировое признание. Всемирная организация здравоохранения при ООН просила Советское правительство об организации курсов под руководством Е. Н. Павловского для зарубежных врачей. В ноябре 1963 года Евгений Николаевич читал лекции в Лондоне, Эдинбурге, Ливерпуле, Кембридже. Позже он участвовал в I Международном паразигологическом конгрессе в Риме. Кавалер четырех орденов Ленина, двух орденов Красного Знамени, двух орденов Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды, генерал-лейтенант медицинской службы всегда был правофланговым бойцом, всегда на переднем крае науки. Надежда Ивановна Зыкова из Свердловска оглохла в одиннадцатилетнем возрасте в тяжелые годы войны.

Она много и целеустремленно работала над собой, вырабатывала у себя навык быстрого и безошибочного восприятия устной речи путем чтения с губ. Это позволило ей отлично учиться в массовой школе. Отлично окончив школу, Надя поступила в Уральский горный институт на геолого-разведывательный факультет. «В шумной студенческой среде никто не замечал, что Надя — глухая: она, как все, посещала и «слушала» лекции, участвовала в семинарах, диспутах, а также бывала на вечерах, танцевала. Любила смеяться и шутить» — отмечалось в журнале «Жизнь глухих» .

По окончании института Надя была направлена на работу геологом в Казахстан. На счету Н. И. Зыковой немало открытых ею месторождений ценных руд и других полезных ископаемых. Надежда Ивановна Зыкова живет полнокровно и счастливо. У нее интересная работа, дружная семья, она — мать троих детей. Сложный путь к науке прошла Ю. Силантьева. С детства Юлия мечтала стать врачом, но этому препятствовала глухота.

Просмотров: Читать подробнее

С большим интересом

Выбор был сделан совершенно неожиданно. Как-то гуляя в парке Тимирязевской академии, я дошла до здания Института рыбной промышленности и хозяйства. Зашла туда любопытства ради. Однако «экзотика» институтских коридоров меня сразу обворожила» .

Ю. Силантьева стала студенткой этого института. «Самыми светлыми помнятся мне годы учебы в этом институте, — вспоминает она. — Увлекло многообразие и богатство жизни в морях, озерах и реках, поиски путей для сохранения запасов лучших пород промысловых рыб». С большим интересом Ю. Силантьева работала в лаборатории Всесоюзного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии.

Здесь она приобщилась к любимой науке. Затем Ю. .Силантьева перешла на работу в Научно - исследовательский институт физиологии Академии медицинских наук. В настоящее время она под руководством ученых-медиков занимается изучением тончайших процессов в здоровом и больном сердце, чтобы отыскать пути борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Ю. Силантьева увлекается поэзией, сама пишет стихи. В одном из своих стихотворений она объясняет, благодаря чему многие глухие получили высшее образование и открыли себе дверь в большую жизнь. РУКИ ДРУГА Над проектами склонившись, сколько раз рассвет встречали, Даже лучше, чем иные, на зачетах отвечали. А на лекциях сиделн и не слышали ни звука... Нет, нелегкими путями пробирались мы к науке! Кто душою послабее, тот сошел с дороги трудной.

Мы не судим! Им виднее — стала, нет ли жизнь их скудной... Мы сумели кончить вузы, хоть не слышали ни звука, Потому что ощущали возле локтя руку друга! Именно это ощущение руки друга и является одним из самых мощных компенсирующих факторов для глухих людей. Можно привести еще множество примеров того, как глухие люди благодаря специально организованному обучению и воспитанию вышли па широкую дорогу пауки и творчества.

Кроме того, сотни глухих, окончивших различные вузы и техникумы, успешно работают инженерами, техниками, высококвалифицированными специалистами сельского хозяйства и различных отраслей промышленности. Многие из них проводят большую идейно- воспитательную и культурно-массовую работу в местных и центральных органах обществ глухих, демонстрируя высокий уровень коммунистического сознания и идейной закалки.

Просмотров: Читать подробнее

А. М. Горький в одном...

А. М. Горький в одном из писем к О. И. Скороходовой отмечал: «Вы для меня пе только объект изумительно удачного, научно важного эксперимента, не только яркое доказательство мощности разума, исследующего тайны природы, — пет! Вы для меня являетесь как бы «символом» новой действительности, которую так быстро и мужественно создает наш талантливый трудовой народ — рабочие, крестьяне. Не так давно подавляющее большинство этого народа, обладая органами зрения, слуха и способностью речи, жило под каторжным гнетом самодержавия и капитализма тоже как слепое, глухое и пемое. Но чуть только социалистически научно организованный разум коснулся этой многомиллионной и разноязычной массы, — она выделила и непрерывно выделяет из плоти своей тысячи талантливых и смелых строителей новой жизни». Эти слова великого писателя-гуманиста имеют большой научный смысл.

Его вера «в силу разума и возможность роста и углубления познавательных способностей человека» является не только существенным вдохновляющим фактором для многих людей, имеющих те или иные физические недостатки, но и оказывается принципиально важной в методологическом отношении. Примеров, свидетельствующих о больших возможностях развития познавательной деятельности людей с недостатками слуха, о победе человеческого разума над силами природы, которые не всегда оказываются благоприятными для человека, можно привести очень много.

Могучим и неиссякаемым источником энергии, позволяющей людям компенсировать свои физические недостатки н преодолевать самые разнообразные трудности, являются мужество и оптимизм. Именно воля и вера в победу вызывают к жизни огромные массы энергии, благодаря чему, казалось бы, невозможное становится реальностью. В одном из писем к О. И. Скороходовой Алексей Максимович Горький, говоря о больших возможностях науки в компенсации физических недостатков личности, писал: «Природа лишила Вас трех чувств из пяти, посредством которых мы воспринимаем и понимаем явления природы, — наука, действуя на осязание, одно из пяти чувств, как бы возвратила Вам отнятое у Вас. Это говорит одновременно о несовершенстве, о хаотизме сил природы и о силе разума человеческого, о его умении исправлять грубые ошибки природы.

Просмотров: Читать подробнее

Я никогда не восхищался...

Я никогда не восхищался «разумом природы», не верил в него и не верю, ибо в природе слишком много бессмысленного и вредного для человека, лучшего и самого сложного из ее созданий, которое однако может быть убито тифозной вошью, туберкулезной бациллой и т. д. Верю я в разум человека, — он, человек, кажется мне органом самопознания природы, исследователем и организатором ее хаотических сил» . Высоко оценивая исследования в области дефектологии, А. М. Горький акцентировал внимание на их общенаучном значении. За несколько месяцев до смерти (20 марта 1936 г.) в письме к О. И. Скороходовой он писал: «дьявольски трудно изменить психологию мещанина, человечка, в маленькой, но емкой душе коего слежалась и окрепла в камень вековая пошлость. Трудно убедить такого человека в том, что глухо-слепо-немота изучается — в конечном смысле — для того, чтоб он стал менее идиотом. Трудно заставить его понять, что он тоже глух, слеп и нем, но не по вине злой «игры природы»,а вследствие личной его бездарности, его глупости» . Исключительное значение имеют исследования условий и механизмов компенсации нарушенных органов и функций человека. Их значение состоит не только в том, что они позволяют возвратить человечеству тысячи полноценных граждан, активных участников производственной и общественной жизни, но и в том, что помогают отыскать пути предупреждения детской аномальности, резко ограничить или даже полностью устранить ее. ' Советская сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих. Решающее значение в компенсации отсутствующей или нарушенной слуховой функции у них имеет рационально построенное специальное обучение и вовлечение их в творческую общественно значимую трудовую деятельность.

В. Г. Дмитриев, руководствуясь личным опытом, отмечает, что «напряженная учеба, пребывание в коллективе сверстников, жизнь, наполненная разнообразными интересами, смягчают травмирующее действие глухоты, благотворно влияют на умственное развитие учащихся и на формирование их характера» .

Просмотров: Читать подробнее

Статистика

    Яндекс.Метрика