Я никогда не восхищался...

Я никогда не восхищался «разумом природы», не верил в него и не верю, ибо в природе слишком много бессмысленного и вредного для человека, лучшего и самого сложного из ее созданий, которое однако может быть убито тифозной вошью, туберкулезной бациллой и т. д. Верю я в разум человека, — он, человек, кажется мне органом самопознания природы, исследователем и организатором ее хаотических сил» . Высоко оценивая исследования в области дефектологии, А. М. Горький акцентировал внимание на их общенаучном значении. За несколько месяцев до смерти (20 марта 1936 г.) в письме к О. И. Скороходовой он писал: «дьявольски трудно изменить психологию мещанина, человечка, в маленькой, но емкой душе коего слежалась и окрепла в камень вековая пошлость. Трудно убедить такого человека в том, что глухо-слепо-немота изучается — в конечном смысле — для того, чтоб он стал менее идиотом. Трудно заставить его понять, что он тоже глух, слеп и нем, но не по вине злой «игры природы»,а вследствие личной его бездарности, его глупости» . Исключительное значение имеют исследования условий и механизмов компенсации нарушенных органов и функций человека. Их значение состоит не только в том, что они позволяют возвратить человечеству тысячи полноценных граждан, активных участников производственной и общественной жизни, но и в том, что помогают отыскать пути предупреждения детской аномальности, резко ограничить или даже полностью устранить ее. ' Советская сурдопедагогика придерживается точки зрения о практически неограниченных возможностях развития глухих и слабослышащих. Решающее значение в компенсации отсутствующей или нарушенной слуховой функции у них имеет рационально построенное специальное обучение и вовлечение их в творческую общественно значимую трудовую деятельность.

В. Г. Дмитриев, руководствуясь личным опытом, отмечает, что «напряженная учеба, пребывание в коллективе сверстников, жизнь, наполненная разнообразными интересами, смягчают травмирующее действие глухоты, благотворно влияют на умственное развитие учащихся и на формирование их характера» .

Просмотров:

Статистика

    Яндекс.Метрика