Значительных успехов...

Значительных успехов в искусстве живописи достиг Владимир Абрамович Кисиленко. Родился он в 1900 году в Киеве. Учился в школе глухонемых, а затем в частной школе художника Мурашко и в Киевском художественном училище. В 1918 году в Киеве была организована Академия художеств, куда и пришел В. А. Кисиленко. Здесь он проучился около года. В разгар гражданской войны на Украине В. А. Кисиленко вступил в Красную Армию — работал художником при клубе.

После войны, в 1922 году, он поступил в Киевский художественный институт и в это время написал свою первую большую картину из жизни деревни. В 1925 г. В. А. Кисиленко ездил в командировку в Артемовск (Донбасс) налаживать работу кружков изобразительной деятельности. Там он написал картину «Покушение на Ленина».

В 1926 г. выезжал в творческую командировку на металлургический завод им. Дзержинского в Каменском (теперь Днепродзержинск): писал картину из жизни рабочих завода — свою дипломную работу. В 1927 году окончил художественный институт со званием художник-организатор. Лучшие картины В. А. Кисиленко были приобретены для украинской картинной галереи. Картины «Запись в Красную Армию» и «Смена» экспонировались на выставках— на Украине и в Москве («Искусство народов СССР»), а также в Германии (в г. Кельне).

Пользуются известностью произведения талантливого художника-графика Г. Б. Ингера, оглохшего в 13 лет. Особенно удачны портреты великих музыкантов: Бетховена, Паганини, Вагнера, Листа. В эти портреты художник вложил всю свою страстную любовь к музыке, которой он занимался в раннем детстве. Музыкальная тема главная, но не единственная тема художника.

В журналах «Советский Союз», «Огонек» и других публиковались его портреты писателей — Чехова, Достоевского, Марка Твена, Диккенса, выдающихся ученых и героев — Паскаля, Чкалова и др. Портрет Героя Социалистического Труда И. Ф. Петрова был представлен на выставке художников Москвы, посвященной XXII съезду КПСС. Талантливым художником стал В. Н. Кожемякин.

Родился он в 1922 г. Грудным ребенком после тяжелой болезни Виктор потерял слух. Мальчик с детства отличался необыкновенным упорством и трудолюбием.

Он успешно закончил ростовскую семилетнюю школу-интернат для глухих детей, а в 1939 году с отличием — школу художников-чертежников и начал самостоятельно работать сначала ретушером в фотоателье, затем плакатистом в кинотеатрах, на предприятиях, в воинских частях.

Просмотров: Читать подробнее

Академии художеств

Когда П. Г1. Соколов-Скаля показал рисунки Ю. Масютина в Академии художеств СССР, было решено допустить его вольнослушателем в среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. Затем, видя редкое дарование ученика, его трудолюбие и хорошую успеваемость, сочли возможным принять его вольнослушателем непосредственно в институт. Теперь он учился днем в институте, а вечером в школе для детей с расстройствами слуха и речи. Все это обеспечило большой успех молодому художнику. Оценивая рисунки юного Масютина, П. II. Соколов-Скаля отмечал: «В маленьких рисунках Юры Масютина мы видим поразительно правильную конструкцию, очень большую анатомическую точность и яркие характеристики. Его работы отличает умелый отбор типичного. Даже в самом намеке наброска вы зачастую уже видите биографию человека, позирующего молодому художнику» .

Академик указывал, что «если в области музыки бывает абсолютный слух, то, знакомясь с рисунками Юры, мы видим в нем человека, одаренного абсолютным, если можно так сказать, художественным зрением. В его рисунках карандашом природа изображена однотонно, но тем не менее вы как бы чувствуете разницу цвета предметов, характеристику их материала, освещение». Ю. Масютин с увлечением работает над портретными рисунками. У него гармонически сочетаются точная анатомия с глубокой психологической характеристикой.

Особенно привлекают художника человеческие глаза. «Я не знаю ни одного архива художника,— писал П. П. Соколов-Скаля,— в котором я видел бы такое количество отлично нарисованных глаз в самых трудных, в самых разнообразных ракурсах». Работы Юрия Масютина неоднократно экспонировались на различных выставках в СССР и за рубежом.

Они всегда пользуются большим успехом у зрителей. Различные журналы («Огонек», «Жизнь глухих», «В едином строю» и т. д.) неоднократно посвящали свои страницы творчеству талантливого глухого художника. Характеризуя творчество Ю. Масютина, корреспондент журнала «Огонек» отмечала: «В портретах Масютина прежде всего привлекают внимание глаза, выразительные, живые, передающие целую гамму чувств. Среди многочисленных работ Масютина в этом жанре - немало подлинных удач, когда, помимо внешнего сходства, он с большой выразительностью создает психологический образ. Таковы портреты народной артистки СССР В. Барсовой, народного артиста республики Б. Андреева и заслуженной артистки РСФСР Л. Сухаревской.

Просмотров: Читать подробнее

Живой интерес вызывают...

Живой интерес вызывают пейзажные работы Масютина: хотя они зачастую этюдны, но всегда согреты чувством, правдивы и выразительны» . На Нудольской плетельно-басонной фабрике под Москвой работает художницей Ася Студенцова. Будучи глухой, она училась среди слышащих и окончила школу с золотой медалью.

Затем поступила на художественный факультет Московского текстильного института, который закончила с отличием. Работает Ася Студенцова в коллективе слышащих людей. Она прекрасно читает но губам и многие даже не подозревают, что она не слышит. Ася много работает над собой. Ее духовные запросы многогранны. Она посещает выставки, музеи, бывает в театрах, кино, много читает.

В 1965 году в небольшом доме-усадьбе П. И. Чайковского была устроена выставка рисунков Асп Студенцовой, посвященная великому композитору. Ася Студенцова не случайно обратилась к «музыкальной» теме.

До того, как в девять лет мир перестал для Аси звучать, у нее был хороший слух. Она с упоением слушала, как ее мать, пианистка, играла пьески из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Цепкая память сохранила эти мелодии. Позже Ася «слушала» произведения композитора, положив руку на крышку инструмента. А чутье художника облекало мелодии в зримые формы.

Несомненный интерес с точки зрения компенсации физических недостатков личности представляет Василий Арзамасцев. Четырнадцатилетний глухой мальчик, обучавшийся до войны в специальной школе, в годы войны остался сиротой: мать умерла, а отец погиб под Сталинградом. Какой ослепительной радостью было для осиротевшего мальчика известие о победе Родины! Василий побежал сообщить об этом леснику дяде Феде, заменившему ему отца. Он бежал вдоль железнодорожного полотна. И вдруг его сшиб поезд.

Арзамасцеву ампутировали обе руки. Его хотели направить в дом инвалидов, но он решительно отказался от этого предложения. Благодаря огромной силе воли Василий приспособился рисовать с протезами и добился приема в Ленинградское художественное училище. Учиться было трудно, но все же он успешно закончил училище (правда, не за три, а за пять лет). С 1958 года он начал работать в ленинградской артели «Хромолит» художником-портретистом.

Бригадир цеха с восхищением говорил о нем: «Арзамасцев является примером для нас. Замечательно рисуя одной протезной рукой, Василий стал авторитетным членом нашего коллектива. Достойно уважения и стремление Василия учиться в средней школе» . Только обладая огромной силой волн, мужеством, Василий Арзамасцев нашел свое место в жизни.

Просмотров: Читать подробнее

Мужество и оптимизм возвратили...

Мужество и оптимизм возвратили к производительному труду и полнокровной жизни инвалида I группы из Казани Ахмета Нуреева. Глухонемой сирота, он страдал параличом ног. Как и когда на него свалилось столько бед, сказать трудно. Память ребенка смутно хранила проводы на фронт отца, похороны матери... А далее лечение в клиниках, санаториях.

И все безрезультатно. В интернате для инвалидов Ахмет сразу же спросил, будут ли здесь учить.

Присутствовавший при этом инвалид I группы Иван Киндер вспоминает: «Нас, таких же инвалидов, это ошеломило: как будет учиться глухонемой, передвигающийся на руках? Ведь по сравнению с ним мы были прямо здоровые люди: хорошо понимали друг друга, объяснялись, слышали. Даже старожилы интерната не помнят случая, чтобы в подобном состоянии хоть кто-нибудь рискнул учиться». Но Ахмет мечтал учиться и жить своим трудом. И он начал учиться. Вначале самостоятельно, а затем — в Казанском доме народного творчества, где брал уроки рисования.

Ему было трудно, но ни в дождь, ни в холод он не пропускал занятий. В 1961 году Ахмет вышел из интерната. Сейчас он один из лучших ретушеров-портретистов фотокомбината.

Крупным скульптором стал глухой из Азербайджана Мир-Али Мир-Касимов. На республиканской выставке 51 года его работы привлекли всеобщее внимание. Скульптурный портрет борца Мусы Бабаева исполнен сознания силы, уверенности, спокойного мужества.

С увлечением работал Мир-Касимов над портретом чабана Камнля Мамедова, бывшего участника партизанского движения в Югославии. Не чужда скульптору и тонкая, проникновенная лирика. Его «Портрет девушки», исполненный в мраморе, покоряет своей нежной поэтичностью. Мир-Касимов хорошо передал полные одухотворенности черты простого, милого лица, на котором лежит светлая тень какой-то спокойной задумчивости, в уголках рта — едва уловимая улыбка. Эта скульптура побывала на пяти художественных выставках, и всюду ее принимали с восхищением. На Всемирном фестивале молодежи в Варшаве ее автору были присуждены Почетная премия и медаль лауреата.

Просмотров: Читать подробнее

Заветной мечтой глухого...

Заветной мечтой глухого скульптора было создание образа великого Ленина. В конкурсе на проект памятника В. И. Ленину для Степанакерта Мир-Ала Мир-Касимов разделил первое место со скульптором Салимом Гулиевым. Далее над созданием монумента оба художника работали вместе.

Памятник воздвигнут на главной площади центра Нагорного Карабаха. Наташа Гаева потеряла слух в раннем детстве (ей еще не было и года). Ее первыми учителями были мать и бабушка. Обучая девочку речи, они часто прибегали к помощи рисунков. Затем Наташа изображала на листке бумаги все, что видела вокруг.

Таким образом, рисунок стал для нее существенным фактором в познании окружающего мира. После окончания Строгановского училища Наташа Гаева поступила на отделение скульптуры Художественного института имени Сурикова, который закончила в 1968 году. Ректор этого института, действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР Николай Васильевич Томский в интервью журналу «Жизнь глухих» отмечал: «Наташа Гаева обладает всеми данными, чтобы стать хорошим скульптором. И не только талантом, способностями, но и большой страстной любовью к искусству, упорством и настойчивостью в достижении поставленной цели.

Широко открытыми глазами, полными жажды познания, смотрит Наташа на окружающую нас действительность и стремится в художественных образах запечатлеть дела и события наших дней. Ее привлекают темы труда и спорта. Она умеет по-своему мягко и красиво показать красоту человека в его обычных, повседневных, будничных делах...

Этюды Наташи теплые, глубоко человечные. Смотреть па них — радость».

Работы Гаевой экспонировались на многих выставках. В одном из отзывов отмечалось, что «молодой автор наделен редким чутьем в передаче лирического состояния своих героев». В 1968 году на ВДНХ СССР экспонировались картины шести выпускников Ленинградского восстановительного центра — А. Знака, Т. Ворониной, В. Саенко, Б. Кириллова, В. Лошакова. В 1968—1969 гг. был произведен обмен выставками произведений глухих художников РСФСР и Италии.

В дни, когда в Риме демонстрировались работы глухих художников РСФСР, помимо постоянной информации в «Неделе глухих», корреспонденции о них публиковались в крупнейших римских газетах. Профессора изящных искусств в своих отзывах отмечали высокий технический уровень, выразительность идей, мастерство всех художников.

Просмотров: Читать подробнее

Авторитетное жюри отметило картину...

Авторитетное жюри отметило картину В. Буркасова «Зимой в парке», серию линогравюр Ю. Козловцева «Левша» и скульптурную композицию Э. Багирова «Шахтеры» золотыми медалями; картину К- Хамидулли - на «В новом доме», эстампы В. Лошакова «Дивногорск — Красноярск» и скульптуру Н. Гаевой «Сварщик»—серебряными медалями; панно Т. Ворониной «Широка страна моя родная», картины В. Назарова «Расставание», Т. Са - банова «Портрет скульптора», Ю. Масютина «Портрет А. М. Горького», графический рисунок А. Знака «Натурщик», иллюстрации Р. Жуковой к «Сказке о царе Салтапе» А. С. Пушкина — бронзовыми медалями. Все участники выставки были награждены памятными дипломами Итальянской ассоциации глухих. Приведенные примеры достижений глухих в изобразительной деятельности не оставляют сомнения в больших возможностях людей с недостатками слуха в такого рода творчестве. В настоящее время ваяние и живопись широко входят в жизнь и быт глухих и слабослышащих людей.

Сотни из них этому творчеству посвящают всю своюжизнь. ДОСТИЖЕНИЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ В ТЕАТРАЛЬНО- КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Абсолютно глухих людей не существует: все они в какой-то степени воспринимают звуковые явления. Большинство же глухих имеет значительные остатки слуха. Кроме того, при помощи современной звукоусиливающей аппаратуры они могут значительно увеличивать свои слуховые возможности.

Слабослышащие же, используя слуховые аппараты, могут свободно воспринимать музыку, пение и речь. Нарушение слуховой функции, разумеется, ограничивает возможности музыкального воспитания личности. Глухой человек не может быть певцом, баянистом, скрипачом и т. д. Не воспринимая или ограниченно и искаженно воспринимая разнообразные звуковые гаммы и мелодии, он не в состоянии и воспроизводить их. Хотя глухой человек может в определенных условиях создавать музыкальные произведения.

Классическим примером тому является великий немецкий композитор Бетховен, который, будучи глухим, написал свое лучшее творение Девятую симфонию — гимн свободе, пламенный призыв к грядущим поколениям. Последние 25 лет жизни Бетховен создавал бессмертную музыку, не воспринимая ее на слух. Его симфонии («Героическая»—1804; 5-я—1808, 9-я—• 1824), опера «Фиделио» (1805), соната «Аппассионата» (1804) и многие другие симфонические произведения принесли ему бессмертие.

Проникновенные стихи посвящали Бетховену различ - кые поэты. Заслуживает внимания стихотворение глухого поэта П. Горшкова «Девятая симфония Бетховена»:

Просмотров: Читать подробнее

Статистика

    Яндекс.Метрика