ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Обучение
Отношение глухих детей
Исследования советских дефектологов 50—60-х годов (А. И. Дьячков, М. И. Земцова, С. А. Зыков, А. И. Мещеряков, В. С. Сверлов, И. М. Соловьев и др.) полностью доказали несостоятельность теории Адлера. Аномальные дети (глухие, слепые, слепоглухие), как показали исследования, совсем по-иному осмысливают свой дефект, чем считал Адлер. Как отмечает И. М. Соловьев, «развитие ребенка совершается без чрезмерных напряжений и страданий. Отношение глухих детей к своему дефекту сильно изменяется в школьном возрасте» . На развитие биологизаторских коиценций компенсации значительное влияние оказало рефлексологическое учение В. М. Бехтерева.
По этому поводу А. Г. Литвак, советский тифлопедагог, изучающий проблему компенсации слепоты, справедливо замечает: «Считая, что любой акт поведения можно свести к условно-сочетатель- ному рефлексу, отрицая существование различий между простыми и сложными формами поведения, игнорируя, наконец, сознание — высшую форму проявления психики человека, рефлексологи тем самым способствовали возникновению концепции, согласно которой возможность нормального социального общения соматически дефективного человека, а следовательно, и компенсация дефекта обеспечивается образованием необходимого количества условно-сочетательных рефлексов» . Чисто биологическое понимание компенсации дефекта как процесса образования условных рефлексов в начале 20-х годов проникло и в практику обучения аномальных детей. В сурдопедагогике это наиболее ярко выразилось в «цепной методике» обучения глухонемых и слепоглухонемых, разрабатываемой в этот период харьковскими дефектологамп под руководством И. А. Соколянского. Признавая рефлекторную природу формирования человеческой психики и компенсаторных приспособлений при наличии физической и психической аномальности, неправомерно, однако, объяснять этим всю сложность развития психики человека и его приспособления к изменяющимся при наличии определенных дефектов условиям существования.
Просмотров: Читать подробнее