Основным средством...

Основным средством устранения указанных недостатков оказалась предметно-практическая деятельность глухих учащихся. Она создает чрезвычайно благоприятные условия для повышения самостоятельности и активности глухих школьников, воспитания у них практических навыков, реализации ведущего принципа в обучении языку (связь с деятельностью), для усовершенствования содержания обучения. В условиях предметно-практической деятельности глухие развиваются одновременно в разных планах.

Материалистическое представление о развитии психики, как справедливо отмечал А. И. Леонтьев, рассматривает «путь очеловечения не от языка к сознанию, а от построения реальных человеческих отношений к действительности и возникающего на этой основе общения к овладению человеческим языком и к человеческому сознанию». Осознание этого пути снимает покров таинственности с проблем психического развития глухонемых и слепоглухонемых, Обучение глухонемых и слепоглухонемых показывает, что человеческая психика развивается не спонтанно, а в процессе деятельного отношения человека к окружающей его среде, непосредственного общения с другими людьми.

Развивая идеи А. II. Леонтьева, А. И. Мещеряков пришел к выводу, что «образы предметов формируются при овладении ребенком предметными действиями. Деятельность, объединяя предметные действия в систему, формирует целостные структуры образов. Формирование целостной системы образов обусловлено целесообразной для ребенка практической деятельностью с соответствующими предметами. Формирование системы предметных действий, объединенных в целостную деятельность, обусловливает возникновение системы предметных образов, объединенных в целостное представление внешнего мира». Опыт показывает, что привлечение глухих детей к разнообразной, интересной и доступной им деятельности — существенный фактор активизации их познавательной деятельности, позволяющий без особых трудностей приобретать довольно сложные знания, умения и навыки.

Это создает хорошую основу и для речевого развития учащихся, и для формирования у них высших форм познавательной деятельности. Существенно важным является и то, что при этом меняются мотивы усвоения знаний и прежде всего речевого материала. В условиях предметно-практической деятельности исключается словотолкование и заучивание стандартизировавшихся фраз. Глухие дети ставятся в условия развития живой речи. Изготовляя конкретные несложные предметы, они приобретают и закрепляют знания о свойствах различных материалов, выполняют вычислительные операции, овладевают сложными временными понятиями. Уроки предметно-практической деятельности ставят учащихся перед необходимостью мыслить, проявлять активность, действовать, создают благоприятные условия для осуществления связи между предметами, активизируют общение детей между собой, способствуют их развитию и формированию разнообразных «житейских понятий».

Усвоение знаний становится активным творческим процессом познавательной деятельности детей.

Просмотров: Читать подробнее

Нам представляются...

Нам представляются справедливыми и перспективными выводы А. И. Мещерякова о том, что познавательная активность возникает внутри «деловой» деятельности и для ее нужд (только так она и может возникнуть), формируется как обязательное условие ее осуществления. Однако, возникнув внутри деловой деятельности, познавательная активность приобретает относительную самостоятельность и в результате у ребенка формируются те знания об окружающем мире (образы предметов), которые выходят за узкий круг знаний, необходимых для осуществления конкретной формы деловой деятельности. Тем самым создаются условия для усложнения деловой деятельности, для создания новых видов ее. Она становится все более многообразной, выходит за пределы простого удовлетворения органических нужд ребенка — и это, в свою очередь, создаетвозможность для дальнейшего развития познавательной деятельности. Большое значение в создании наиболее благоприятных условий для успешной компенсации физических недостатков личности имеет постановление Совета Министров СССР о дальнейшем улучшении обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития. Оно направлено на дальнейшее улучшение общего и профессионального образования, трудоустройства, медицинского, культурно-бытового и других видов обслуживания взрослых и детей с дефектами умственного и физического развития. Советам Министров союзных республик поручено предусмотреть в планах развития народного хозяйства на 1976—1980 годы расширение сети домов ребенка, яслей, детских домов, детских садов, школ-интернатов, профессионально-технических училищ, вечерних (сменных) н заочных школ, психоневрологических санаториев и домов-интернатов для детей и подростков с дефектами умственного и физического развития (умственно отсталых, глухих и слабослышащих, с расстройством речи и др.), имея в виду удовлетворение потребности в этих учреждениях, расширение строительства жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и, где это необходимо, производственных зданий республиканских обществ слепых и глухих.

Просмотров: Читать подробнее

Исполкомы местных советов...

Исполкомы местных советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства должны обеспечить трудоустройство молодежи и подростков — выпускников школ-интернатов и профессионально-технических училищ для лиц с дефектами умственного и физического развития, а также других граждан с недостатками слуха и зрения и создать для них необходимые производственные, жилищные и культурно-бытовые условия. Министерство просвещения СССР и Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально- техническому образованию обязаны осуществитьмероприятия, обеспечивающие обучение в установленном объеме всех детей и работающей молодежи с дефектами умственного и физического развития, а также повышение уровня их образования, качества обучения и трудового воспитания. С 1 сентября 1976 г. устанавливается предельная численность воспитательных групп в подготовительных и 1—V классах школ-иитернатов для указанных учащихся до 12—16 человек и вводится в штаты детских учреждений должность техника по обслуживанию звукоусиливающей и другой аппаратуры. Ряду министерств даны задания по разработке и серийному выпуску звукоусиливающих и диагностических технических средств, увеличению производства различных приспособлений, игровых наборов, учебных материалов и специальной мебели для детей с дефектами умственного и физического развития. Таким образом, постановление направлено на дальнейшее совершенствование системы учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. Тем самым создаются благоприятные условия для повышения уровня их всестороннего гармонического развития и на этой основе успешной компенсации их физических недостатков.

Просмотров: Читать подробнее

Предыдущая страница Следующая страница
1 2 3 4 5 6 7

Статистика

    Яндекс.Метрика