Посрывала — На восток...

посрывала — На восток поползли эшелоны За мохнатые кряжи Урала... Нам порой не хватало и хлеба. Но чтоб фронт не нуждался в металле, В корпусах, где мороз был свирепый, Мы к станкам, лишь собрав их, вставали. Мы мужали в работе тяжелой Где-то в стружках горячих металла, В корпусах, ставших домом и школой, Наша трудная юность осталась. Все же мы донесли до Победы Сквозь мороз, сквозь бессонные ночи Комсомольские наши билеты В задубелых спецовках рабочих. Восхищаясь талантом Б. А. Комашинского, многие не знают, что этот ученый и поэт не учился в школе, так как оглох в пятилетнем возрасте и до 15 лет не знал о существовании общества глухих. Он начал учиться в Новосибирске сразу на рабфаке.

Из 30 рабфаковцев 5 попали в институт. Среди студентов оказался и Б. А. Комашинский. В 1974 году Б. А. Комашинский отметил тридцатилетие работы в научно-исследовательском институте, где он прошел путь от старшего инженера до старшего научного сотрудника. Он очень увлечен своей работой, а его «хобби» — литература и спорт. И поэтому весьма убедительно звучат его слова: «На собственном опыте я убедился, что глухота не может закрыть все дороги вступающим в жизнь. Надо только твердо знать, чего ты хочешь и уверенно идти к своей цели».

Поэтическое творчество глухих, как правило, насыщено жизнеутверждающими мотивами, верой в великую идею коммунизма, уважением к честному труду и искренней любовью к человеку, как к самому дорогому сокровищу нашего общества. Эти мысли прекрасно выражены в стихотворении П. Седова «Я богат. Я не хочу ии каменных палат и ни сокровищ... Что мне делать с ними?

И без них я истинно богат Чувствами иа редкость дорогими: Силой, верой в ясную звезду, Что горит над нашим мудрым веком, Уваженьем к честному труду, Искренней любовью к человеку, К Родине, которая всегда Всех богатств дороже. Пролетают быстрые года, А душа как будто все моложе! В чем человеческое счастье? На этот вечный вопрос в советской литературе можно найти четкий ответ: счастье человека состоит в труде, в борьбе за общее дело, в выполнении общественно значимой деятельности. Так понимают счастье и глухие труженики нашей страны.

Просмотров: Читать подробнее

Только в общественно полезном...

Только в общественно полезном труде, рука об руку со слышаще-говорящими товарищами глухие люди обретают счастье. Роль коллектива в становлении, развитии и деятельности любой личности огромна, но в отношении глухих она еще более значима. Об этом пишут многие глухие поэты. Широко известен в нашей стране и за рубежом Валентин Григорьевич Дмитриев — кандидат технических наук, поэт, переводчик. Как свидетельствуют его товарищи, он работает вдохновенно, стремительно, легко. Конечно, эта легкость обманчива — она плод большойусидчивости и великого труда. Но изящество, блеск формы, Музыкальность, гармоничность многих его стихотворных переводов говорят о том, на какие победы способен человеческий дух, вооруженный талантом и волей. На примере В. Г. Дмитриева видно, что отсутствие слуха не является препятствием для того, чтобы воспринимать музыку стиха. Сам он об этом пишет: Труден путь, но не падаю духом — Ведь поэзию, род волшебства, Постигаю я внутренним слухом, И мелодия в сердце жива... В советской литературе В. Г. Дмитриев известен прежде всего как переводчик революционных стихов с французского языка на русский. В 1948 году в его переводе был издан сборник «Поэзия французской революции 1848 г.». Антология была составлена в основном по материалам французской прессы, листовок и редчайших изданий поэзии 1848—1851 гг. Книга имеет большое историческое и литературоведческое значение. В 1951 году в переводах В. Г. Дмитриева были изданы «Избранные несли» выдающегося французского поэта- патриота и интернационалиста, певца Парижской коммуны— Жана Батиста Клемана (1836—1903). В 112 песнях поэта предстает перед нами почти полувековая история Франции, подарившей миру Парижскую коммуну. В 1966 году издательство «Просвещение» издало еще одну книгу В. Г. Дмитриева, посвященную Парижской коммуне. Книга «Поэт-коммунар» — научное исследование жизни и творчества создателя «Интернационала» Эжена Потье, который, по определению В. И. Ленина, был «одним из самых великих пропагандистов посредством песни» и который «оставил по себе поистине нерукотворный памятник» . Книга В. Г. Дмитриева «Поэт-коммунар» является одним из самых крупных и интересных исследований, посвященных выдающемуся поэту-революционеру XIX века. В 1970 году издательство «Наука» выпустило книгу В. Г. Дмитриева «Скрывшие свое имя». 250 страниц книги — это тысяча историй, тысяча откровений, тысяча известных миру литераторов, скрывшихся под чужим именем. В книге даны интереснейшие примеры псевдонимов-характеристик, мнимых псевдонимов, псевдонимов коллективных литературных масок, расшифровываются хитроумные подписи, проставленные авторами, пожелавшими остаться неизвестными. Прослеживая причины появления анонимов и псевдонимов, автор группирует их под заголовками, один только перечень которых дает представление не только о полноте ответов на поднятые вопросы, но и занимательности повествования: «Уйти от «недремлющего ока» цензуры», «Сочинительство? Фи!», «Пробы и неудобства славы», «Считайте нас мужчинами!», «Они притворялись женщинами», «Мнимые иностранцы» и т. п.

Просмотров: Читать подробнее

Оригинальный труд...

Оригинальный труд В. Г. Дмитриева нашел признание не только лингвистов и литературоведов, но и широкой читательской аудитории. В 1973 году вышла новая его книга — «Замаскированная литература». Тема книги — литературные мистификации и подделки, мнимые находки и мнимые переводы, книги, которых не было, книги, к которым нужен ключ.

Автор приводит множество интересных фактов из истории русской и мировой литературы. В. Г. Дмитриев--замечательный поэт. Его стихотворения характеризуются глубоким содержанием и поэтическим мастерством. Однако не только поэтическое, но и глубоко научное понимание роли общественно значимого труда вместе со слышащими в компенсации глухоты обнаруживаем мы в его творчестве. В стихотворении «Со всеми вместе» он пишет: Немало лет дорогой славной, Дорогой верною, прямой, Во всем с другими равноправный, Шагает труженик глухой.

Его девиз: вперед и выше, • г Не унывая никогда! Ведь он умеет и не слыша " д Творить симфонию труда.- : Несомненный интерес представляет стихотворение В. Г. Дмитриева «Слова», посвященное слепоглухому поэту Александру Суворову:

Сколько капель в реке — Столько слов в языке, И любое из них Так и просится в стих. Но друг другу они Далеко не сродни: Есть слова — мелюзга, Эти — словно лузГа, Не пускай их в строку, Пусть лежат в уголку. Есть слова — работяги. А"другие, как флаги: То — слова-исполины, Наших дум властелины. Нас вели сквозь туманы Те слова — великаны. Это клич поколений: «Революция! Ленин!»
Весьма интересно и разносторонне творчество И. А. Сапожникова, связавшего всю свою жизнь с деятельностью Украинского общества глухих. В 30-е годы он создавал клубную самодеятельность глухих, воспитывал самодеятельных драматических актеров. Драматический коллектив Киевского дворца культуры глухих, которым на протяжении многих лет руководил И. А. Сапожников, был удостоен высокого звания самодеятельного народного театра.

Просмотров: Читать подробнее

Еще в ранней юности И. А. Сапожников...

Еще в ранней юности И. А. Сапожников начал увлекаться поэзией, с тех пор его стихотворения часто появляются на страницах журналов и газет. О творчестве И. А. Сапожникова Александр Безыменский сказал: «На мой взгляд, стихотворения И. Сапожникова талантливые, хорошие. Желаю И. Сапожникову всего наилучшего и успехов» .

И. А. Сапожников написал много прекрасных лирических стихов, отличительной особенностью которых является искренность и задушевность. Вот одно из них : ЛЮБЛЮ В прошлом увлекался я любою И о каждой думал: «Это — та!» А теперь живу одной тобою: Ты — моя ожившая мечта. Каждый миг с тобою так чудесен, Непонятно даже, почему.

Целый мир, я чувствую, стал тесен Выросшему сердцу моему. Я не думал, что одна улыбка, Покачнув изогнутую бровь, Запоет в душе моей, как скрипка, Про весну, и счастье, и любовь. Любовь к жизни, стремление к преодолению всех невзгод и трудностей, неминуемо возникающих на жизненном пути глухого человека, звучат во многих стихах глухих поэтов. Этой теме посвящено несколько стихотворений Юлии Силантьевой : Мы с тобою живем в обеззвученном мире, Мы судьбою помечены знаком одним. Этот знак для иных, словно тяжкая гиря, А другие стоят, не согнувшись под ним. И живут, как и все, полнокровно и смело, Не сдаваясь ни в чем, промолчав о беде.

В нх умелых руках так же спорится дело, И черпаются силы в любви и в труде. Ты равняйся по ним! Ничего не пропало. Столько дел на земле!

Присмотрись не спеша. Что бывало лишь в сказках — реальностью стало. И в беззвучии жизнь все равно хороша!

Осознанный оптимизм, бескомпромиссная борьба с проявлениями чувства неполноценности и ущербности, которое иногда появляется у глухих, неподдельная любовь к жизни, уверенность в завтрашнем дне звучат и в стихах В. Галицкой. Глухая поэтесса, сравнивая жизнь с песней, пишет: Кто сказал, что жизнь неинтересна?

Это — бред надломленных калек. Жизнь —это чудеснейшая песня! Сочинитель песен — человек! Только песне нужно дать начало, Только песне нужно дать задор, Чтоб она звучала и звучала Трудностям любым наперекор, Чтоб она звучаньем поражала, Чтоб в сердцах других осталась жить. •" Только знай, что без труда, пожалуй. Песни задушевной не сложить.

Просмотров: Читать подробнее

В творчестве талантливой...

В творчестве талантливой глухой поэтессы Галины Швец, закончившей дефектологический факультет Киевского пединститута им. А. М. Горького в 1957 году и работающей преподавателем русского языка и литературы в Винницкой школе рабочей молодежи № 28, звучит глубокий патриотизм, жгучее желание внести и свою лепту в общий труд советского народа. Читая полные оптимизма строки Галины Швец, забываешь, что их написал человек, лишенный возможности слышать чарующий мир звуков, живую речь. Галина Швец вкладывает в свою педагогическую работу всю душу. «Каждое новое слово, усвоенное учениками,— писала она, — это частица моего счастья» . Она очень много работает над собой, систематически пополняет свои знания, главным источником которых стала книга. Об этом она пишет в стихотворении «Родник»: Я помню лесную, залитую солнцем полянку, Где в зелени пышной пестрели головки цветов... Мы летом спешили туда, к ручейку, спозаранку.

Он тихо струился под сводом тенистых дубов. Набегавшись, дети садятся в кружок, отдыхают И жаркие споры ведут меж собой иногда. Одни говорят, что в жару ручеек высыхает, Другие — что в нем никогда не иссякнет вода. Те споры ребячьи на мысли меня натолкнули, Что книги ■— такой же, со свежей струею, родник. Потерянный слух мне любимые книги вернули, И мир предо мною обширный и яркий возник. Родной свой язык я без книг никогда бы ие знала.

Учителем, другом, советчиком книга была. Как с матерью, с нею беседовать я привыкала, Она мне и силу, и веру, и счастье дала.

Я часто, бывало, допоздна листала страницы, Где судьбы сплетались, душою моей завладев. И слезы порой на мои набегали ресницы, А в сердце волной поднимались то радость, то гнев. И горе людское, и счастье я жадно впивала, В неведомый край уносилась свободной мечтой.

Свои же невзгоды над книгой легко забывала, Она научила бороться с неверьем,. с тоской... Бессонных ночей провела я над книгой немало. Но мне никогда пожалеть не случалось о том: Хорошая книга мне-с детства далекого стала Прозрачным и чистым, с целебной водой, родником.

Внимания заслуживает история жизни винницкого глухого поэта Николая Нырова. В девятилетнем возрасте скарлатина не только лишила его слуха, но н парализовала. Четыре года он был прикован к постели. Лишенный возможности двигаться, Коля очень много читал.

Книги помогали ему, звали к жизни. Он стал бороться с недугом: более здоровой рукой разгибал другую руку иhofh. Детство и юность ушли на эту нелегкую борьбу Воля победил а: он стал.. ходить, хоть - и хромая. Но болезнь, война, смерть отца помешали ему учиться: пришлось работать в колхозе, в артелях.

Затем Николай поступил на работу на Богодуховскую обувную фабрику.

Просмотров: Читать подробнее

Все эти годы он не переставал...

Все эти годы он не переставал самостоятельно повышать свое образование и культуру, много читал, природный ум помогал ему разобраться в книгах и явлениях окружающей жизни. С 20 лет Николай почувствовал тяготение к поэзии. Его мучило сомнение: может ли глухой стать поэтом?

Он обратился с этим вопросом к К. Симонову. Тот ответил: «Верьте в себя, учитесь, пишите!» Николай Ныров глубоко чувствует красоту природы, горячо любит Родину, любит мечтать. Его стихи лиричны, искренни, задушевны.

Вот один из них: ПЕСНЯ У стола я с песнею-подругой Забываю заполночь о сне: Белою черемуховой вьюгой Кажется мне песня о весне. Я ее мелодию не слышу, Но душой за песнею иду... Шум дождя весеннего по крыше, Шелест листьев в роще иль в саду — Все мне близко, дорого, понятно... В тишине напевами звеня, Песня чуть не с детства, вероятно, Поселилась в сердце у меня. В трудный час отчаянья и муки, В горький час она мне помогла; Словно мамы ласковые руки. Поддержав, по жизни повела. И со мною, добрая, родная, Верною попутчицей идет, Ни на миг в душе не умолкая, Мне о счастье будущем поет.

Глубокие патриотические чувства выражает поэт в стихотворении «Мой край». Сосны стройные, ели да ивы, Ворон черный на белом снегу... Этот край назовешь ли красивым? Но его разлюбить не могу... Я бы в землю уехал чужую, Посмотреть незнакомый народ; Я бы месяц там прожил, тоскуя, И зачах бы совсем через год. Все чужое там, даже туманы, Непривычен заморский рассвет...

Мне дороже снега и курганы, Даль степная, сухой бересклет. Мне милее родные березы, По колено в сыпучем снегу... Край суровый — метели, морозы... Я тебя разлюбить не могу! Глухая поэтесса Ирина Дуценко, работающая художником иа Одесской киностудии, в стихотворении «Стебелек» подчеркивает, что компенсировать свой недостаток можно только благодаря постоянным усилиям со стороны самой личности, имеющей тот или иной недостаток.

Просмотров: Читать подробнее

Статистика

    Яндекс.Метрика