ПРОБЛЕМА КОМПЕНСАЦИИ ГЛУХОТЫ » Специальные школы
Глухие и слабослышащие...
Глухие и слабослышащие в нашей стране овладевают все новыми профессиями и не отстают от слышащих в самых различных отраслях народного хозяйства. Подавляющее большинство глухих успешно работает в промышленности и в сельском хозяйстве, то есть в обычных условиях, как и все другие рабочие, служащие, колхозники. Это свидетельствует о том, что в социалистическом обществе глухота не является помехой для плодотворного труда, что она, благодаря постоянным заботам социалистического общества о детях с недостатками слуха, успешно компенсируется. В капиталистическом обществе нет необходимых условий для успешной компенсации физических недостатков личности. Как справедливо указывал А. И. Дьячков, «буржуазное общество по своей сущности было и остается для глухонемых обществом бесправия, жестокой эксплуатации и отрицания их дееспособности». В дореволюционное время специально организованным обучением было охвачено ничтожно малое количество глухих детей (около 1—2%). Образование могли получить, как правило, только дети родителей, имевших возможность платить большие деньги за обучение своих глухих детей.
Так, накануне революции в Петербургском училище глухих было 143 воспитанника. Среди них детей офицеров, чиновников и купцов было 113, что составляло 79%; детей крестьян (каких, не указано) — 23, воспитанников детских домов — 5, внебрачных — 1, иностранцев— 1 и ни одного глухонемого из рабочей семьи. Аналогичное положение было и в других заведениях для глухонемых. Но судьба и обученных глухих в большинстве случаев складывалась весьма неблагоприятно. В отделе рукописей Всесоюзной библиотеки имени В. И. Ленина в родовом архиве князей Вяземских хранится письмо глухонемого Сергея Иванова, посланное в свое время на имя важного царского сановника. Этот глухонемой просил князя помочь ему, если не поступить на службу, о чем он мечтал, то хотя бы дать поношенное и уже не употребляемое князем платье.
Просмотров: Читать подробнее